Москва
назад к статьям

12 вещей, которые не знал о стендапе начинающий

23 января 2016
12 вещей, которые не знал о стендапе начинающий
Павел Залуцкий — начинающий стендапер из Минска. Он завел блог, в котором рассказывает о том, что может подстерегать новичка на пути к смеху и алодисментам публики. Редакция GoStandUp прочитала, и нам очень понравилось =).

Мы связались с Павлом, а он с удовольствием согласился с тем, чтобы мы опубликовали его записки на нашем сайте. Пока написано лишь 4 из «12 вещей», поэтому будем публиковать их по мере появления.

Итак, вы — начинающий стендапер или хотите им в будущем стать? Тогда этот рассказ должен быть вам интересен.

Введение (стендап в Минске)

Пишу этот пост, чтобы поделиться со всеми, кто, может, раздумывает заняться стендапом или начал им заниматься — может, вам пригодится мой 6-месячный опыт. Расскажу, как это было: об ожиданиях, сложностях, возможностях и проч.

В моем родном городе Минске есть отличные возможности для того, чтобы заниматься стендапом. И я горд по этому поводу за Минск. Когда я стал чаще сюда приезжать из США несколько лет назад, я заметил, как много стало разных сервисов, услуг: гонки на картинге, кофейни, экскурсии на двухэтажном автобусе, стендап.

Стендап в моей жизни случился нежданно: я никогда не мечтал о нем, а решил попробовать спонтанно — был застой творческой энергии. Стендап оказался лучшим способом этот застой развеять. Мои мозги расшевелились, страх обращенных на меня взглядов снизился, сидевший где-то глубоко внутри смех пробился наружу – и появилась прекрасная “рутина”, когда я каждую неделю в назначенный день прихожу в знакомое место, вижу знакомые лица и могу рассказать о “наболевшем” сразу сотне людей – и получить от них обратную связь в форме смеха, несмеха, выкриков, угроз жизни и проч. :) Я чувствую себя гораздо менее пещерным человеком или “кубриковым мхом”. “Кубриковый мох” — это когда человек так много проводит времени в офисном кубрике, что он превращается в мох, и этот мох растет по кубрику — от человека уже ничего не осталось, только мох, и два глазных яблока на поверхности, которые крутятся из стороны в сторону =).

Спасибо от всей души тем, кто делает наш город лучше — и особенно тем, кто организует открытые микрофоны — это уникальная возможность, которая открыта для каждого. Страсти организаторов можно только позавидовать: еще не было в 2015 году недели (на моей памяти), когда всеми правдами и неправдами стендап не пробился бы к минскому зрителю.

Итак, сначала о том, когда, что, где – а потом мои “12 вещей, которые я, начинающий, не знал о стендапе” – но благодаря моему блогу, о них будете знать вы!

Возможность для стендапа в Минске №1

Еженедельный открытый микрофон в баре “ДК”. Записаться и выступить может любой желающий — здесь.

Сейчас он по средам. Это очень безопасное место для того, чтобы попробовать себя. Публика настроена очень благожелательно, она молода, студенты первых курсов, но не думайте, что это детский сад — они готовы к самого разного рода шуткам, а главное, от этой публики веет энтузиазмом — они рады быть в этом зале. Открытые микрофоны славятся безжалостностью: на некоторых из них человеку даже отключают свет и звук, если не смешно, и при этом звучит противная сирена. Это не про “ДК”. Само место – очень “атмосферное”, это уютнейший бар-лаунж с обоями в полосочку, здесь все мило и душевно.

Возможность для стендапа в Минске №2

Еженедельный Большой Белорусский Стендап в «Койоте» по воскресеньям — здесь.

Этот вечер организует объединение Standup Union, выступают его члены, а также в начале вечера отводится несколько слотов для сторонних выступающих – и в эти слоты можно записаться на странице мероприятия в ВК. Вход платный — хоть и не дорого совсем — здесь меньше экспериментов, чем на открытом микрофоне, основная цель — не попробовать себя, а скорее отплатить зрителям стабильной программой. Иногда вечер закрывает известный комик. В 2015 г. был Слава Комиссаренко и другие приглашенные гости из России и Украины.

Возможность для стендапа в Минске №3

Телеканал ТНТ проводит региональные вечеринки «Comedy Баттл» Первая такая вечеринка уже прошла в Минске в октябре и обещают еще. Присоединитесь к группе.

Еще возможности для стендапа в Минске

В декабре 2015 г. появился еще один открытый микрофон в “Фасоля" – ничего сказать не могу, т.к. не был ни разу, но обязательно побываю. На фотографиях все смеются, всем хорошо. Надеюсь, так оно и будет в реале. Группа - здесь.

И еще стоит упомянуть о стендапе в других городах Беларуси: под брендом Standup Region Belarus можно словить стендап в Смолевичах, Жодино и др. городах — но не на постоянной основе — выступления организуются по возможности. Группа - здесь.

А теперь – 12 вещей, которые я не знал о стендапе – но которые такие приблуды, как я, теперь имеют возможность узнать.

№1: Успех-провал-провал-провал-успех-провал-провал-провал…

Disclaimer: не претендую на то, что мой опыт будет опытом всех остальных. Рассказываю о собственных впечатлениях.

Ты идешь на свое первое выступление и тебе кажется, что насмотревшись американских комиков, ты можешь не хуже, чем они.

Мое первое выступление было абсолютно провальным: никто не смеялся, я слышал, как летали мухи, а мои же друзья после выступления притворялись, что они со мной не знакомы:) Это преувеличение. На самом деле мои друзья сказали мне: “В тебе что-то есть. Было странно, но главное, что ты – не лошара. Продолжай.” (За их поддержку в тот момент я им бесконечно благодарен).

Точно так же я не ожидал успех своего следующего выступления. Я подумал – wow, я вычислил, как защитить себя от провалов, и теперь мои выступления будут постоянно успешными, как это.

На следующий раз я опять жутко провалился. Я спросил бывалого выступающего: может, я что-то делаю не так? — и он рассказал мне “секрет”: про параболу: комик то проваливается, то имеет успех. Теперь я понимаю, что никакой это не секрет, а самое что ни на есть очевидное в стендапе. Но тогда мне об этом было не известно. Так что знайте. Наблюдая минских комиков из недели в неделю, я вижу, как даже самые опытные из них проходят параболу: еще в прошлое воскресенье он рвал зал, а сегодня – как будто стене рассказывает. Я вижу, как самые блестящие из них неделями пытаются выбраться из “ямы” и мужественно рассказывают свои тексты скучающей публике — и я учусь у них, спасибо им за их пример.

Болючий провал, когда ты отвержен публикой и никто не подходит к тебе дать “пять” за выступление — это будни стендапа. Это невозможно каждый раз воспринимать на личный счет. Со временем это начинаешь принимать как данность, как плохую погоду, с которой ничего нельзя поделать.

Мне стендап интересен потому, что периодический провал раззадоривает меня, дает мне новые силы: “Ах так? Ну я вам покажу в следующий раз!”.

Мне интересно, потому что всегда есть тайна: удастся ли рассмешить сегодня? Отсутствует всяческая возможности гарантировать это, просчитать. Проверенная шутка, рассмешившая публику до коликов в животе на прошлой неделе, не заходит на этой. И все пытаются понять почему. Самому было не интересно, когда ее рассказывал — не смог заразить публику? Слишком душно в зале? Выступавший перед тобой создал тебе “ямку” (выступление было неудачное и публика скисла)? Никто не знает. И все штурмуют сцену всякий раз в надежде, что в этот раз все сойдется – и будут смеяться.

№2: Evernote

Если вы почитаете литературу для начинающих комиков — например, “Комедию Библии” Джуди Картер — вы узнаете про важность записывать мысли, идеи для шуток. Почему это так — узнаете в этой литературе. Я могу дать совет КАК записывать.

Я, по причине своей склонности к разбросанности, спасаю себя организацией. Я знал, что если я буду записывать в вордовские файлы, в заметки на телефоне, на бумажки, то я погиб. Я открыл для себя приложение Evernote – и это мое всё! Все, что пишешь в Evernote на телефоне, синхронизируется в Evernote на компьютере. Пока я ехал в метро, я строчил в телефон мысли. Я пришел в кафе, открыл ноутбук, и все написанное в метро теперь у меня на экране ноутбука.

И сейчас описаюсь от восторга по поводу того, что я хочу сказать: заметки в Evernote можно тэгать. Это так восхитительно! Например, своей шутке про “Баню в пуховике” я присвоил тэги “Беларусь”, “зима”.

Я готовлюсь к выступлению и мне нужна шутка про зиму. Я отображаю только заметки с тэгом “Зима”. И вуаля – передо мной список всех когда-либо зарегистрированных мною мыслей про зиму.

Для каждой новой мысли или шутки я делаю в Evernote новую заметку. Не складирую все в какой-то один файл или заметку, а именно такое правило: новая тема, мысль – новая заметка. Это очень удобно потом, когда ты пролистываешь свои заметки, и по когда-то записанным мыслям приходят новые мысли – и заметочка медленно перерастает в шутку. Я даже полюбил это дело: вот так листать, брать что-нибудь старенькое и сыренькое и пока есть время дописать туда предложеньице, словцо, украсить, доработать. И так шаг за шагом заметочка обретает заветный тэг “шутка”.

Еще одно преимущество Evernote: по пути на открытый микрофон я собираюсь в метро пробежать глазами текст отобранных для выступления шуток, и я бы хотел иметь распечатки для большей наглядности. Одним нажатием клавиши я могу распечатать из Evernote именно те шутки, которые мне нужны.

I am in love with Evernote! О творческих людях обычно думают как о парящих над землей, правда лично я, пытаясь обуздать свое разбегающееся во все стороны внимание, практикую какие-то такие сухие прагматичные вещи, которые, я не уверен, что практикует самый сушеный офисный секретарь. Вы еще о них узнаете.

№3: Круглый идиот

Этот пункт подвязывается к номеру один про “успехи-провалы” и тут я бы хотел подробнее развить такую тему: если ты ждешь, что стендап – это место где ты будешь купаться в овациях и демонстрировать себя умного-смешного-прекрасного, тебя ждет разочарование. Скорее стендап связан с другими ощущениями, а с какими – может с теми, о которых я прочел прямо на первой странице автобиографии Джоун Риверс, первой в истории женщины-ведущей late night show на американском ТВ, ныне покойной, вот как она начинает книгу Enter Talking — перевод вашего покорного слуги:

«Хотите знать, какие бывают на свете идиоты? Круглые идиоты? Это стендап-комики. Выходишь на голую сцену, совершенно один, без поддержки, без сценария, без актеров, которые бы составили тебе компанию, без музыки и без песен, которые бы придали твоему выступлению жизни. Просто ты, в роли себя, со своими собственными словами, которые ты рассказываешь из собственной головы, рассказываешь всем присутствующим, один на один, самые странные свои мысли. И все судят твою персону, достоин ли ты заплаченных ими денег, доставляешь ли ты им удовольствие. Когда они не смеются, эта тишина – это непринятие лично ТЕБЯ и только тебя. Не твоей мамы. Не твоего аккомпаниатора (если у тебя он есть). Тысяча зрителей в концертном зале говорят тебе: «Ты лузер. Ты ничто».

Но вот где начинается по-настоящему идиотизм. Чтобы попасть на эту сцену и идти по этой натянутой веревочке, ты годами терпишь унижения и лишения и чувствуешь себя фриком. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть сумасшедшим. Но именно твое сумасшествие делает тебя смешным, делает тебя зацикленным на своей карьере. Именно это сумасшествие заставляет тебя жить в ожидании этого часа встречи со зрителями, которые могут уничтожить тебя в любой момент. Но при этом именно это и есть самые счастливые моменты моей жизни, когда смех все нарастает, я в эйфории, я купаюсь в любви.”

Вот такая страничка из книжки Джоун Риверс. (Книжка привезена из США, 1986-го года издание, на пике славы Джоун, за год до того, как она была уволена из late night show, а ее муж-продюсер покончил жизнь самоубийством. Джоун осталась без мужа, без работы, с долгом в 37 миллионов долларов. Потом все наладилось: в 1992 году она выиграла «Эмми», а на момент ее смерти в возрасте 81 года в 2014 году она считалась в Америке стендап-комикессой, занятой в наибольшем количестве проектов одновременно.)

В английском есть слово rejection – состояние отверженности, отказа, непринятости. Может, стендап – это про постоянный риск получить rejection – и не просто риск – еще и получение этого rejection фэйсом об тэйбл – особенно если ты еще очень начинающий и с очень странными мыслями :)

Со временем, похоже, пребывание в этом состоянии риска, поиска одобрения публики становится наркотической зависимостью. Но я ничего про это не знаю, конечно, я ведь начинающий и должен говорить скромно — поэтому просто переведу еще одну интересную страницу из книги Джоун Риверс.

В 1964 году Джоун была уже далеко не начинающей комикессой, это был ее 7-й год скитаний по клубам и проч. Она пишет в Enter Talking: “31 декабря в клубе Duplex была обычная новогодняя публика: накрахмаленные блузки и корсеты, напомаженные волосы, накрашенные глаза и глупые бумажные шапочки с надписью Happy New Year 1965 — все нью-джерсийцы, которые решили “А поехали на Манхэттэн” – и вдруг поняли, что уже 22:30 и нужно хоть куда-то попасть. Они были подвыпившие, и вообще тяжело рассмешить тех, кто целуется в этот момент взасос. Я потеряла на сцене свой авторитет. Слова выскакивали из меня в неправильном порядке. Я запиналась. Я засомневалась внутри – и животный запах страха стал распространяться от меня, и все становилось все хуже, хуже и хуже. Публика стала разговаривать, как будто я просто играла в коктейльном лаунже на пианино, и я почувствовала себя точно так же, как [на своем первом провальном выступлении 7 лет назад]. Я подумала: “Что я здесь делаю? 31-летняя выпускница Барнарда, с красным дипломом, пытаюсь понравиться людям, которых я бы при других обстоятельствах даже бы не захотела в своей жизни. Я бы не встречалась с тем парнем. Не заговорила бы с той девушкой. Почему я в агонии из-за того, что они отвергают меня? Зачем я мучаю себя? Это сумасшествие. Мне нужно выбраться отсюда.” Но я знала, что мне было очень важно понравиться им, рассмешить их. Эти люди, которым до меня не было дела, были людьми из реального мира. Я знала, что только если я покорю людей из реального мира, я могу по жизни выступать и зарабатывать делом, которое я так люблю.”

Вот такое лирическое отступление, ну что сделать, не скажешь лучше, чем Джоун Риверс. Она душка, обожаю ее.

№4: Не всегда в стендапе дается полная свобода самовыражения

Ты начинаешь выступать на открытых микрофонах, и тебя обволакивает упоительное чувство, что ты, спустя десять лет скитания по политкорректным корпорациям, наконец-то можешь рассказывать свои темы, свой взгляд на вещи – без цензуры, без давления социальных норм о том, какие темы допустимы для обсуждения в обществе полузнакомых людей, без боязни быть уволенным из коллектива за то, что ты имеешь собственное, слишком необычное мнение — эта свобода просто, как дурман. Ты не веришь своему счастью: оказывается, есть место на земле, где все это возможно.

Да, на открытых микрофонах, где зрители не платят за вход. Спасибо им, что пришли – спасибо тебе, что ты выступил со своим очень необычным, странным, любительским, заразительным выступлением.

Но так в стендапе не всегда. Я прочувствовал это на собственном опыте. Недавно ТНТ проводил в Минске региональный концерт Comedy Battle: было три этапа отбора, и в итоге 13 человек давали стендап-концерт, а победитель концерта получал право на участие в телевизионном Comedy Battle без кастинга. Я прошел все этапы отбора и участвовал в концерте, имел честь в процессе поработать с продюсерами ТНТ Дмитрием Шпеньковым и Андреем Чегутаевым — они формировали мое выступление в концерте, что-то отсекали, что-то просили добавить, были репетиции, на которых просили показать “слово в слово как будет на концерте”. Я почувствовал себя гораздо более ограниченным в свободе самовыражения: все нужное продюсерам высеивалось и репетировалось. “Дайте только то, что интересует Comedy Battle”. Когда после выступления я подошел к Шпенькову и Чегутаеву пожаловаться на отсутствие кайфа, “выступление вроде как ни рыба, ни мясо”, они на мое удивление сказали, что им очень понравилось мое выступление, а мой кайф – это то, к чему я привык на открытых микрофонах, где можно всё. А тут нельзя было.

Немного фото:

Я с Дмитрием Шпеньковым и Андреем Чегутаевым

Выступаю на Comedy Battle Minsk Party

Одним словом: не всегда в стендапе будет полная свобода самовыражения.

Это очень больно, не правда ли? В глубине души надеешься, что именно в стендапе ты найдешь правду, то место, где ты будешь на 100% собой. Потом оказывается, что если хочется выступать там, где платят деньги или снимает телевидение, нужно лавировать, как на любой работе. Но утешение в том, что все-таки есть надежда, что несмотря на необходимое лавирование, тебе будут аплодировать/платить за то, что ты приносишь на сцену что-то уникально свое, чего нет в других.

Блог Павла Залуцкого находится здесь.