Москва
назад к статьям

Денис Чужой: «У меня всегда стендап на первом месте»

14 ноября 2019
Денис Чужой: «У меня всегда стендап на первом месте»
Интервью Дениса Чужого — стендап-комика, автора «Класса народа» и будущего сценариста.

Денис Чужой — один из самых необычных российских стендап-комиков. В интернете можно найти не так много его выступлений: сольный концерт «Второстепенный персонаж» и несколько появлений в первом сезоне «Открытого микрофона» на ТНТ. Гораздо больше бросается в глаза другая его деятельность: он рассказывает о комедии, популяризирует ее и ведет ютуб-канал, наполненный грустной иронией. Кажется, в многообразии легкомысленной российской комедии Денис Чужой — гик, освоивший инструменты продвижения и захвативший интернет.

На своем сайте и в телеграм-канале Денис Чужой рассказывает о комедии: публикует авторские статьи, комментирует российскую и западную индустрию. В твиттере (где у него больше 200 тысяч подписчиков) — выкладывает шутки, которые тут же разлетаются по юмористическим пабликам. На ютуб-канале выпускает программу «Класс народа» (также выходила на канале 2×2) и множество других непостоянных форматов. Еще он делает аудиоподкаст «Денис чужой выгуливает собаку» — в основном тоже о комедии. Наверняка есть что-то еще, что я забыл.

Сейчас Денис Чужой активно занимается стендапом, а недавно начал учиться на сценариста. В октябре у него стартовал второй стендап тур: Нижний Новгород, Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар и Питер. В декабре будет поездка в Минск и в Киев.

***

Я пришел на концерт Дениса в Краснодаре — чтобы посмеяться и перед самым выступлением записать интервью. Мы поговорили с Денисом про его телефонное знакомство с Дарой О'Бриэном, о предыдущем и будущем концертах, его отношениях с другими комиками и многом другом.


— Можешь себя охарактеризовать — кем ты сейчас являешься, кем себя считаешь? У тебя много всяких сфер.

— Одна сфера — стендап-комик. И учусь на сценариста.

— А все остальное?

— Ну, это просто способ продвигать стендап. Я себя не позиционирую как контент-мейкер.

— То есть ты в первую очередь стендап-комик?

— Да. Все остальное подпитывает стендап — чтобы было куда ездить. Я не стремлюсь к тому, чтобы «форматы пилить».

— Ты брал интервью у Дары О'Бриэна. Как на тебя вышли?

— Есть общие знакомые в «Афише». Люди, которые привозили Дару О'Бриэна, заказали «Афише» этот текст — взять интервью у Дары, чтобы подогреть интерес, потому что оно как раз выходило за два дня до приезда.

— Это были вопросы, которые ты сам писал?

— Да, мне сказали дня за два до интервью: «Хочешь позвонить Даре О'Бриэну?».

— А, это по телефону было?

— Да. Когда работал в Maxim, у нас был чувак, который классно английский знает. Ему говорили: «Ты в пятницу у Лиама Нисона берешь интервью». Он садился, включал телефон на конференц-связь, ему там говорил какой-то человек, представитель Лиама Нисона: «Сейчас соединю с мистером Нисоном, у вас 15 минут». Все так организовано. Я сижу в кофейне за 10 минут до начала интервью — и ничего не происходит. Я пишу в общий чат с пиарщиками концерта и с «Афишей». «А, да, вот тебе номер его», — и они просто дали номер телефона Дары О'Бриэна личный.

— Мобильный?

— Да. И я просто позвонил ему в Лондон. Он как раз шел куда-то. И мы с ним просто 20 минут говорили без посредников.

— Это странно — по телефону брать интервью?

— Нет. Ну, наверное, с кем-то другим было бы странно — Дара О'Бриэн просто очень приятный чувак. Я пока потерял стикеры, на которых вопросы были, он начал у меня спрашивать: «Как твои концерты?».

— Я когда начал читать, подумал: «Кто у кого интервью берет?».

— Да, он про прям мой тур спросил! Я очень испугался. Там очень короткое время дали, потому что у него дальше дела какие-то, и я боялся, что он будет дальше спрашивать меня, я ничего не спрошу и завалю интервью. Но вроде нормально.


Первый сольный концерт Дениса Чужого — «Второстепенный персонаж».

— У твоего первого сольного концерта 800 тысяч просмотров. На канале 127 тысяч подписчиков. Как ты результат оцениваешь?

— Очень круто. У меня стояла цель: 500 тысяч — и я буду счастлив, что так всё круто сработало. И поэтому я уже довольно давно превысил все ожидания. Не было никаких предпосылок к тому, что он хорошо зайдет, потому что если хорошо видос заходит у меня, 200 тысяч — это хороший заход. Я ничего не ждал, просто написал: «Сделайте ретвит, если вам понравится». Очень много — 1000 ретвитов в твиттере. Поперечный ретвитнул еще. Ну и всё, и разошлось. Я более чем доволен.

— Какую-то реакцию на него отслеживаешь именно в ютубе — комменты какие-то там, соотношение лайков к дизлайкам?

— Нет. Я посмотрел, когда дошло до 500 тысяч — всё, меня всё устраивает. А там такие комментарии: «Случайно посмотрел. Классно», «Случайно посмотрел. Херня». Сейчас уже нет какой-то внятной, интересной и полезной критики. Сейчас просто какие-то случайные люди уже набредают. Он попал в рекомендации, и сейчас там почему-то с проекта «22 комика» люди приходят — почему-то ютуб посчитал, что похоже, и приводит мне людей.

Но это очень круто помогло в плане выступлений. Потому что в первый тур приходили люди, которые не понимали, чего ждать. Они после концерта подходили, говорили: «Я думал, будет говно — потому что ты блогер. Но было хорошо». А сейчас они уже хорошо настроены, потому, что они уже видели, уже знают, чего ждать. Это мне очень помогает

— По итогам этого тура ты будешь записывать новый сольный концерт?

— Да, но когда-нибудь позже. Возможно, весной.

— То есть ты его еще катать будешь?

— Да. Я хочу прям вообще до изнеможения.

— То есть еще сейчас города дополнительные планируешь добавлять?

— Сейчас я просто еще учусь. Завтра вылетаю в Москву, месяц поучусь, потом в Минск и в Киев надеюсь попасть. И там уже буду думать дальше.

— Я еще не смотрел концерт [интервью записывалось перед выступлением], но ты где-то обмолвился, что хочешь делать «концерт-историю».

— Да. Это я пытался и в первом [сольнике] сделать — хуже получилось.

— Он тоже будет связан одной историей?

— Сейчас она пока только вырисовывается. А вообще, да, хотелось бы. Тем более я специально для этого на сценариста пошел — чтобы меня научили это делать.

— Твой первый концерт мало похож на то, что наши комики делают — именно из-за этой сквозной истории про второстепенный персонаж. Видишь ли ты именно в этом идеальную модель сольного концерта для себя: драматургия, нить повествования, вокруг которой все вертится, посыл какой-то?

— Да, мне очень хотелось бы. Даже не в российской комедии дело. Просто нам всегда как будто бы этого не хватает. Даже Луи Си Кей, условно, который для меня топ-1 комик, он иногда, да всегда он все концерты заканчивает какой-то просто гейской шуткой. На хорошем смехе заканчивает, говорит: «Всё, спасибо!». И он тебя оставляет как будто с мыслями о гейской шутке и больше ни о чем. Мне нравится как Стюрт Ли заканчивает. У него весь концерт может быть подводкой к одному большому панчлайну. Ты остаешься с какой-то большой идеей. Или вот как Дэниел Слосс — последние два концерта, которые вообще вокруг одной идеи.


Фото: инстаграм Дениса Чужого.

— Как часто ты выступаешь в Москве? Московские комики каждый день выступают, некоторые по несколько раз за вечер.

— Я — нет. Во-первых, потому что я больше люблю писать дома. Для этих комиков, которые много выступают, для них очень часто это просто способ писать. Они выходят иногда вообще почти без материала, просто с какими-то тегами: «Живу в Москве...», «Таксисты — странные...». И они просто за счет того, что одно и то же рассказывают — они на сцене пишут. Я так и поссыкиваю делать, и мне не очень комфортно так писать. Люблю написать что-то дома, хорошо это обдумать и потом уже только с этим выйти. Поэтому мне хватает раза два-три в неделю выступать. Тем более, что я сейчас учусь по вечерам. У меня есть 4 дня учебы, жена. Что остается — на стендап трачу.

— Мне всегда казалось, это нерабочая тема — больше писать. Комики в один голос говорят, что нужно выступать, выступать и еще раз выступать.

— Ну, выступать — хорошо...

— Нет, я имею в виду, что сейчас такое веяние идет, что нарабатывать материал можно на сцене.

— Это двоякая фигня. Мне нравится, что я сейчас выступаю с концертом, у меня есть два блока разных, и я себе иногда позволяю не прописывать связку между этими блоками заранее, а просто выходить. У меня есть два блока, в которых я уверен и между ними я просто как-то выплываю. И вот в этот момент я что-то разгоняю, и иногда получаются удачные шутки. Полностью выходить с нулем на сцену я боюсь. Боюсь плохой реакции, отсутствия реакции, от этого прям очень сильно расстраиваюсь. Иногда смотрю, условно, Идрак выходит выступать — вообще без чего-то заготовленного — и он может вывезти стоять 10 минут в тишину или даже ему что-то крикнут неприятное. Я бы, наверное, умер от этого.

— Мне кажется, Идрак еще кайф ловит от неловкости.

— Да, он еще и ловит кайф от неловкости, либо от того, что он прямо оскорбил чем-то зал и выплывает оттуда. Я пока не готов.

— Наверное, ты свой первый монолог очень тщательно писал?

— С первым монологом мне повезло, потому что мы со Славой Комиссаренко его писали. Он в какой-то момент предложил пописать вместе. А я тогда вообще почти не выступал — у меня был до этого года два, наверное, перерыв.

Мы со Славой пописали — что-то я ему придумал, наверное, две шутки, и он мне помог написать 3 минуты первые. И я так разнес! Потому что я пришел еще на такой микрофон — для неопытных комиков — с шутками, в которых прямо рука мастера чувствуется. Я так разнес, что дальше уже как-то легче было

— Украл у тебя вопрос, который ты задавал Поперечному в интервью. Ты свои обкатки материала не афишируешь?

— У меня, наверное, нет такой проблемы, как у Поперечного. И подписчиков у меня меньше гораздо. Я видел, как Поперечному живется. Я в Питере с ним встречался и видел, как за ним гоняются толпы по улице. У меня далеко нет такой проблемы.

— Но мне все равно кажется [показываю на зал, который к этому моменту уже полностью наполнился], большинство из них — твои подписчики.

— Да, но они адекватнее. Они не записывают ничего [видео на телефоны]. Я анонсирую, иногда делаю свои проверки, где пишу, что буду я и еще три комика. Бывает, что открываешь сторис, в которых тебя отметили после концерта, а там весь твой спешл. Но ты такой просто: «Я не буду никак реагировать. Пройдут сутки и этого спешла больше не будет в интернете».

— А ты себя как-то с Поперечным ассоциируешь — кроме разницы в масштабе подписчиков?

— Да нет. Мы с ним иногда списываемся, потому что у нас был инцидент, когда он подрезал — сознательно или несознательно — бит мой. Типа долго выясняли отношения. У меня сейчас в новом концерте блок про то, что я не хочу заводить детей — большой довольно. И я сижу дома, листаю инстаграм — и он выкладывает афишу следующего тура, который называется «Спешл фо кидс». Открываю телеграм: «Даня, какого хера?». Мы с ним обсуждали и выяснили, что у нас вообще про разное, я успокоился. То есть только так — чтобы не пересекаться. А так — нет, не знаю. У меня как будто другой взгляд.

— Ты все-таки комик из ютуба, но при этом хейта к тебе из профессиональной сферы я вообще не слышал никогда (от комиков). Как думаешь, почему?

— Фух, а то я всегда переживаю за это!)) Наверное, потому, что я всегда за стендап. То есть у меня всегда стендап на первом месте. Я знаю, что к Поперечному такой хейт, потому что он как раз не стендапом свою аудиторию заработал. И это как будто для некоторых выглядит как фейк.

— Нет, ну ты же, получается, тоже не стендапом заработал...

— Ну, все равно я как бы везде анонсировал, что это все ведет к стендапу. У меня не было таких инцидентов, чтобы я у кого-то подрезал или бессознательно подрезал шутки. Всегда стараюсь помочь. Поперечный, может быть, себя чуть-чуть отделял и отделяет от основной тусовки. Для меня наоборот круто, когда ты своих подписчиков перегонишь [кому-то]. Потому что все равно, чем больше у всех комиков подписчиков, тем лучше в целом для всех. Потому что всем легче собирать аудиторию, всем легче организовывать что-то. Всегда наоборот круто в одном поле быть. У меня не получается потому, что времени нихрена нет. Я бы хотел еще больше тусоваться [с комиками], но... Я прямо рад. Я никогда не замерял хейт.

— Ты взрослый (по возрасту) комик, ты женат. Если посмотреть на московских комиков, они в основном моложе тебя, и образ жизни у них совершенно иной. Ты вообще тусуешься с ними? Потому что ты вроде не резидент никаких клубов, ты независимый. Какие у тебя отношения с тусовкой?

— Ну такие: «Привет-пока». Нет вот этого, дружбы. Потому что как раз нужно больше времени проводить [вместе], чтобы это все завязалось. Хорошие отношения, просто рабочие. Есть более близкие отношения — с Гришаевым мы приятельствуем, с Ритой Якобсон, еще с кем-то. С кем чаще выступаешь вместе, с тем ты лучше общаешься. Наверное, потому, что их 20-летие, начало 20-летия, когда ты можешь этому всю жизнь посвящать, когда ты можешь с чуваком выступить, вместе с ним нахерачиться, заночевать где-то на одной квартире. Как будто вы можете вообще сутками вместе находиться. У меня уже и желания, и здоровья нет для этого, и возможности.


Фото: инстаграм Дениса Чужого.

— У тебя на канале была такая рубрика «Планерка». Два выпуска: один про Соболева, другой про чуваков, которые зашкварились с рекламой выборов. И ты в этих видео как будто дистанцируешься от них, критикуешь. И вообще, ты в последнее время говоришь, что не хотел быть таким чуваком — придумывать всякие ютуб-форматы, притянутые за уши. Почему так?

— Я не знаю. Может быть, я уже старый, чтобы воспринимать какой-то иной вид искусства, как что-то, что имеет право на жизнь. Мне странно это смотреть. Мне нравится смотреть фильмы и сериалы. И стендап. А промежуточные жанры какие-то, где «достают что-то из коробки с завязанными глазами» — это какая-то жвачка, на которую обидно тратить время. Я помню, несколько лет назад писал какие-то шутки для корпоративов. Знаешь, «стендап для жениха на свадьбу» — такую херню...

Ты на это тратишь время, силы и, может быть, талант какой-никакой, а потом ты понимаешь, что это всё: это один раз люди посмотрели, это больше никуда не ушло, это какая-то одноразовая херня. Так обидно на это силы тратить и время. И вот ютуб для меня — такая же штука в основном за редкими исключениями. Прямо очень бесполезная херня, прямо вот просто какой-то мусор

— Ты сейчас ни в каких съемках не участвуешь на ТВ? В будущем планируешь?

— Мне предлагали записать для «Стендап Андеграунда» монолог. И я просто затупил. Просто почему-то забыл как-то это дело двинуть, от себя скинуть кому-то свой монолог на проверку. Мне предложили кусок из первого концерта сдать для стримингового сервиса. Я такой: «Да, почему нет». И потом я просто ходил-ходил, и понял, что они уже снимают его, а я так до сих пор и не почесался в эту сторону. В телик не очень охота, потому что в телике вот этот режим производственный адский. Ты уезжаешь на три дня... за МКАД... в «Главкино»... ночуешь там же, снимаешься как проклятый... что-то мне так неохота больше в это вписываться.

— Ты все сам организовываешь? Например, этот тур?

— Жена моя. Я только шутки пишу. В этом туре я вообще только шутки пишу.

— Она твой менеджер, получается?

— Можно и так сказать. Тандем боевой. Просто я в первом туре еще как-то участвовал — что-то там сайты кодил, еще что-то делал. Сейчас я понял, что я слишком тупой для этого, слишком неорганизованный. Оле это легко — сесть, договориться с билетным оператором, позвонить в концертный зал, это все свести. Я просто как мешок картошки езжу, она еще мне покупает билет на самолет. Я просто сажусь, вбиваю в гугл-календарь, где я должен быть в какой момент — и просто по точкам езжу. От меня только творчество и просто физически где-то находиться — остальное все Оля делает.

— Получается, ты во всем независимый. Сложно в тебя тыкать пальцем и кричать, что ты блогер, потому что ты это делаешь для того, чтобы продвигать стендап. Но ты не зацикливаешься только на стендапе. При этом ни в каких замкнутых тусовках и стендап-клубах не состоишь. Во всем независимый человек...

— У меня, наверное, просто такая особенность характера — я не командный игрок.

— Свой среди чужих, чужой среди своих)).

— А, вот к чему это все это шло))!

— Это был Денис Чужой!