BadComedian: «В одном городе постоянно кричали: „Член! Член!“»
Корреспондент GoStandUp Вячеслав Протасов взял интервью у Евгения Баженова, известного как BadComedian. Главный кинокритик российского интернета организовал уже второй за три года стендап-тур по городам России и СНГ. Мы решили узнать, насколько Женя близок к стендап-комедии.
Стендап-тур BadComedian'а под названием «Дорога ярости» начался 27 сентября в Нижнем Новгороде, а завершится 3 декабря в Москве. За это время Евгений выступит в 23-х городах в России, Украине, Беларуси и Казахстане. Мы встретились в Краснодаре, где Евгения ждала заполненная почти до отказа площадка Arena Hall.
Людей очень много. Во многих городах sold out
— Что ты показываешь в этом стендап-туре?
— У меня есть определенная программа с некоторым упором на импровизацию с аудиторией. Есть и классические шутки — сетап-панчлайн. Есть шутки специфичные, которые зайдут только моей аудитории — основанные на каких-то обзорах. «Вот, помните тот обзор?» — и начинаешь шутить в контексте обзора или создателей. Эти шутки будут понятны только моей аудитории. И, собственно, импровизация. В зависимости от публики, иногда бывает тяжеловато. Например, разговаривали на тему технологии CRISPR (редактирование ДНК человека, — прим. ред.). Вопрос в стиле «Что бы ты в себе улучшил?». В одном городе постоянно кричали: «Член! Член!». Я говорю: «Так, ребят, всё, член — нельзя. Мне нужно шутить как-то, но если вы постоянно будете говорить „член“, я не смогу. Давайте следующее». «Яйца!». Тут очень много от аудитории, конечно, зависит. Тяжело импровизировать, когда тебе одно и то же говорят. Но расчет на импровизацию довольно большой сделан.
— Какая у тебя аудитория? Опиши усредненный портрет.
— Лет 20. Но я удивляюсь: постоянно подходят очень взрослые люди. Есть, безусловно, ребята со школы, но их я не очень часто вижу. В основном это студенты. Прямо совсем маленьких, в отличие от первого стендапа, я вообще не вижу. Видимо, мой контент перестал заходить совсем уж детям.
— У тебя все-таки есть какой-то сценарий? Ты говоришь, шутки у тебя прописаны.
— Да, у меня есть сценарий стендапа. Распланированы блоки. Я по блокам рассказываю, шучу, но в каждом блоке у меня всегда есть момент, когда я начинаю общаться с аудиторией. Вот, например, в Ростове я вообще не рассказал полпрограммы, потому что аудитория очень хорошо реагировала, до истерики. То есть шутки пошли уже с аудиторией, она подкидывала мне идеи, иногда очень оригинальные вещи, и я умудрялся отвечать довольно смешно, поэтому все затянулось. Я половину программы не рассказал, зато с импровизацией все было замечательно. Мне очень понравилось в этом плане в Ростове.
Очень важна аудитория, ее реакция, в некоторых городах. Например, люди не привыкли хлопать после шуток. Они просто смеются и сразу ждут еще, вместо того, чтобы поддержать выступающего аплодисментами. С подобной аудиторией очень тяжело. Ты не попьешь, не заглянешь в план, в котором помечены шутки, которые из-за импровизации ты можешь забыть.
— Много приходит людей?
— Да, очень много, во многих городах sold out. Например, в Ростове, нам сказали организаторы, что клуб вмещает 1000 человек, мы ограничили продажу на 750-780 — чтобы давки не было. Оказалось, что клуб и 780 не вмещает. Это ужас был, давка ужасная. Ладно мне — я на сцене, мне без разницы. Жарковато — я куртку снял, окей. Но люди стояли в полной давке, и это отвратительно. Ну, вот обманули. К сожалению, мы не застрахованы. У меня нет бюджетов заранее проехаться по клубам и организаторам, проверить все. Будем знать, что в этом клубе аудитория максимум 600-700 человек.
Все равно я буду говорить, что это плохой стендап
— Первый стендап тур у тебя был три года назад. Поменялось ли что-то в плане подготовки?
— Абсолютно все. У меня есть запись того стендапа, и запись этого стендапа будет. Я ее никуда выкладывать не буду, но потом ее смотрю, пытаюсь находить какие-то ошибки. В первой программе все было в ошибках. Это сугубо мое мнение — зритель может считать иначе, насчет этой программы или предыдущей. Там было крайне мало шуток, были истории. Здесь тоже есть истории, но я стараюсь в каждую какую-нибудь шутку вставить — например, отсылку к чему-то. Или обязательно надо к аудитории обратиться, чтобы развеселить. Это самое большое отличие от первой программы.
Если еще через три года поеду, наверное, буду думать, что вот эта программа была дуростью. В первый раз в жизни, было очень странно выступать. Я аудитории что-то вкидываю — она не реагирует никак. В этом туре сразу все замечательно шло. Да, были косяки. Первый город — пробный, и там есть какие-то откатные шутки, они работали. Некоторые специфичные шутки и какие-то истории не сработали. Я все к чертям убрал, оставил только то, что работало. Неудачные блоки я заменил на информацию из этих городов, которая преобразовалась в смешные шутки.
— В интервью у Дудя* ты говорил, что это будет «плохой стендап от плохого комика».
— Это такое глупое оправдание. Оно не работает, это понятно. Но все равно я буду говорить, что это плохой стендап.
— То, что ты сейчас рассказал, наоборот наводит на мысль, что в этих концертах больше именно стендаперского подхода, а не встречи блогера с подписчиками. Ты хочешь делать комедию. Правильно?
— Безусловно. Могут писать что угодно, что это сходки. В свое время Мэд (Илья Мэддисон, представитель «первой волны» видеоблогеров в России, — прим. ред.), по-моему, начал. Он откатал со стендапами, а потом стал говорить, что все, кто ходит на стендапы — странные люди, потому что это просто сходки. Сам-то он выступил уже. Зритель что угодно может считать. Мое мнение, что это именно стендап. Я постоянно взаимодействую с аудиторией — не для того, чтобы провести «вопрос-ответ», а для того, чтобы аудитория мне что-то сказала, а я подшутил. Над аудиторией, над собой, над чем угодно.
В чем проблема формата «вопрос-ответ», когда начинается не стендап, а встреча с блогером. Вопросы типа «Когда следующий обзор?» и подобная хрень. Я рассказываю определенную историю, и в конце справшиваю, например: «А вы попадали в аварии?» или «А вы с этим сталкивались?». Определенные условия зрителю задаю в контексте этих историй. Зритель рассказывает свою, я понимаю, что это забавно, обставляю как-то, шучу — над зрителем, над собой или над правительством. Над чем угодно.
По какой причине я делаю обзоры. Я никогда не умел шутить. Мне очень тяжело писать шутки, поэтому я три года пытался эти блоки набить шутками. А если есть основа — фильм, зритель или что угодно, мне в разы легче. Из-за того, что мне страшно перед зрителем, у меня вкидывается адреналин, и я могу импровизировать. По моему мнению, я неплохо импровизирую. Не гениально, ничего такого нет. Просто весьма неплохо.
— Когда смотрел твои обзоры, ловил себя на мысли, что это чем-то похоже на стендап. Как комедия наблюдений: тебя что-то бесит, ты выдаешь шутки, реагируя на глупость. Эпизоды из фильма как сетап, а твои реплики — панчлайн.
— Безусловно, я цепляюсь к чему-то. Я никогда не умел анекдоты травить. Мне всегда нужна была беседа. В беседе есть тема, под которую я легко подстроюсь, смогу какую-то шутку выдернуть. Просто так, когда все молчат и я стою на сцене — нет. Я не смогу ничего сделать.
Мне очень нравился Дилан Моран. До тех пор, пока не перестал бухать
— На «Карамбе» ты делал шоу «ПроStandUp». На мой взгляд, получилось очень талантливо. Расскажи, как и у кого возникла идея, как вы это делали, и почему все заглохло.
— Я просто люблю стендап. И в определенный момент возникла идея делать еще одно шоу, кроме BadComedian. Я знаю и люблю стендап, но я не осведомлен на сто процентов. Я никакой не профи в стендапе, поэтому сценарий я только редактировал. Если это Карлин был — да, я писал. А про остальных — нет. Там были ребята со «стендап-среды», целая команда, они очень сильно помогали, писали сценарий. Я был ведущим этой программы и просто продвигал эти ролики. Ни в коем случае не говорю, что я автор. Заглохло потому, что в определенный момент «Карамба» сама глохнуть начала.
— Как часто ты смотришь стендап?
— Я очень люблю, но запоями. В последнее время, естественно, перед своей программой я не смотрел стендап. Было очень сильное желание, но это опасно.
— Чтобы как у Бондарчука не получилось?
* «Я посмотрел „Цельнометаллическую оболочку“, „Взвод“, поспал, снял „9 роту“». Из интервью Евгения Баженова вДудю.
— Это же работает. Без шуток. Я не верю в то, что люди осознанно в 2017 году будут воровать шутки. Нет. Дело в том, что ты смотришь много стендапа, проходит какое-то время, и ты потом неосознанно похожее делаешь. Я надеюсь, что у меня такого нет, только схожие тематики.
— Твой любимый стендап-комик (или несколько)? Или если проводить параллель с кино — любимый стендап-концерт.
— Любимый комик — Джордж Карлин. Мне очень нравится Джимми Карр, нравится Джо Роган. Роган нравится по большей части не из-за своих шуток. Я не считаю, что он хорошо шутит. Мне безумно нравится его харизма, и плевать, что он рассказывает — я буду смотреть этот стендап. Некоторые вещи безумно смешные, но по сравнению с Карром и Карлином он не тот вид шутников, скажем так. Но у него просто великолепнейшая харизма, и я готов смотреть с ним стендап. Еще мне очень нравится.... Забыл. Дилан Моран, кажется? Кто у нас бухал в свое время? Кто играл в Black Books?
— Дилан Моран.
— Мне он очень нравился. До тех пор, пока не перестал бухать. Вот когда он выходил на сцену, бухал, курил и что-то рассказывал, я верил во все это. Харизма, опять же. Мне безумно он нравился.
— Ходил на его выступления в Москве?
— Нет. Я же вообще из дома не выхожу.
Если концерты выделять — то Эдди Мерфи, конечно же (речь о легендарном концерте Raw 1987 года, — прим. ред.). Его все выделяют, и все, наверное, с него начинают. С него же произошло и знакомство со стендапом. Естественно, это был замечательный перевод Завгороднего. Я смотрю фильмы в его переводе. Жалко, сейчас меньше выходит. И это очень важная часть знакомства — хороший перевод и голос актера озвучания. Был Завгородний, потом пошел «Рамбл». Замечательные озвучки. Смотрите в озвучках «Рамбла», просите новые, он классно делает. Если бы это были какие-то другие озвучки, я считаю, что я бы не вывез. В оригинале не смотрю, к сожалению, потому что очень мало понимаю именно в шутках. Я понимаю информацию, которую он там дает, но что за шутка, я могу не понять. Очень важно для знакомства со стендапом — человек, который будет озвучивать стендап.
Я считал, что зрителю телевизионный стендап не будет заходить
— Мы знаем твое отношение к российскому кино, а как ты относишься к российской стендап-комедии?
— Я не особо осведомлен. Я рос во времена «Убойной лиги» и «Смеха без правил». Мне нравились ребята, которые там выступали, показывали скетчи — какой-нибудь дуэт «Быдло», дуэт «Красивые». Мне очень нравились они. Но их отдельно я не смотрел, только в таком контексте. Передачу на ТНТ (StandUp, — прим. ред.) не смотрел. Поэтому у меня странное отношение к российскому стендапу — я не очень с ним знаком.
— А к российскому юмору вообще?
— Отлично отношусь. Я же сам делаю попытки в российском юморе =). Возможно, я просто невежественен и надо посмотреть. Видел некоторые забавные стендапы — нарывался на ютюбе, но не помню на кого. Западный стендап я знаю: имена, поведение. Но я мало посмотрел относительно всего количества материала. Прайора, например, не смотрел. Наверное, сначала разберусь с западным материалом, потом попробую российский посмотреть.
— И последний вопрос. Представь, что тебе позвонил продюсер телеканала и предложил эфирное время — делай, что хочешь, в плане комедии. Что бы ты сделал?
— Не знаю, есть ли смысл сейчас идти на тв. Очень много куда зовут, только я не особо понимаю. Я работал немножко на тв, мы делали передачу в стиле «Прожекторперисхиллтон», которая снималась, чтобы бабла заработать. Хотя замечательная компания была, с кем я снимался. Было очень весело. Также BadComedian пытались делать для тв. Это всё какие-то адовые рамки.
— Без рамок: сериал, шоу, вечернее шоу. Что угодно. Тебе просто дают эфирное время.
— Рамки есть всегда. Рамки аудитории.
— Пусть это будет Первый канал или ТНТ.
— Тогда без разницы. Я что угодно постараюсь сделать. Если вы не даете рамок каких-то, я буду стебать кино. Стендап — нет. Удивительно, что на ТНТ этот проект зашел. Я считал, что зрителю телевизионный стендап не будет заходить. Именно в таком виде. В «Смехе без правил» и в «Убойной лиге» не был чистый стендап. Это были скетчи, еще что-то — все равно какой-то початок КВНа был. Я, правда, не видел ни одного выпуска стендапа на ТНТ, но это классно, что он есть и заходит публике. Они сделали так, что люди, скорее всего, потянутся — может быть, пойдут Эдди Мерфи посмотрят, потом на «Рамбл» переключатся, озвучки Карлина посмотрят. Но я стендап не стал бы делать на ТНТ, на Первом тем более. Я бы сделал что-нибудь про унижения кино.
*внесен Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента