Лев Марсел: "Хорошего комика понимают всегда"
Представься, пожалуйста.
- Я Лев Марсел. Как стендап-комик, выступаю под псевдонимом.
Сколько тебе лет?
- 27 лет. Но выгляжу молодо, стараюсь пользоваться плюсами этого положения на сцене.
Что для тебя вообще такое комик, стендап-комик?
- Это профессиональный артист, работающий в жанре стендап-комедии;профессиональный - значит достаточно убедительный, чтобы получать за это деньги.
Кто он такой, комик, что из себя представляет или должен представлять в твоём понимании?
- Это способность выражать свои мысли юмористическим языком, формулировать и показывать доступно для публики. Комик должен уметь манипулировать эмоциями аудитории, с самым разным новостями и домыслами на руках.
Как познакомился таким комедийным течением, жанром, понятием как «стендап»? Откуда оно прилетело лично к тебе, как это было?
- Где-то в 2012 году стал увлекаться зарубежными видео, потому как работал автором в командах квн (писал шутки за деньги) - приходилось переваривать много инфы для кругозора. И как-то случайно попалось 2 спешла Криса Рока - Больше и Чернее, и Убейте Вестника - был тогда на выезде, всем коллективом дивились, как они там на западе умудряются выступать в одиночку с концертами, на молодую публику, у нас из-за "Петросянов" интерес к сольному выступлению у комиков пропадал - все старались выступать коллективно. Где молодежь - там был квн, где Анашлаг - там шлак. А тут радикально новый взгляд.
Стендап. Зачем это делаешь, чего, собственно говоря, добиваешься?
- Изначально собирался поставить перед собой ориентир, чтобы посвящать себя чему-то до конца - я заикался, думал что шутить умею, но выступать не смогу, поэтому решил попробовать себя, пока молодой, чтобы потом не жалеть, думал, если получится - хочу выступать с концертами одиночными (сольными) как Крис Рок.
Почему тебе нравится веселить, смешить других людей?
- Потому что у меня получается вертеть формулировками настолько хорошо, что люди получают удовольствие, и когда я к ним прихожу, и доношу до публики - от идеи до реализации, основная мотивация заниматься стендапом - это полный минимализм, персона в центре внимания, и идеи, решения, мысли, помимо юмористического окраса - это жанр в котором слушают и думают. Пожалуй единственный, где оратор возводится в такой культ без лишнего пафоса.
Что от этого получаешь, когда другие рядом с тобой смеются или сидят с каменными лицами?
- Взаимопонимание. Ты выходишь на сцену, и через минуту встречаешь из толпы неизвестных людей - толпы единомышленников - конкретно какой-то идеи - как только они посмеялись - идея понятна, ты ее реализовал, они поняли и согласились. Если лица каменные - не поняли, ты не донес что хотел,ты плохой комик сегодня. Может завтра с этой же идеей тебя поймут. Хорошего комика понимают всегда.
На чём базируется твой, скажем так, «специфический стендап», твой материал, шутки?
- На темах близких каждому. Я защищаю общественные идеалы простого работяги. Это адекватная оценка перемен и глупостей окружающей среды. Люди узнают в этом себя - они не могут сформулировать свои переживания, и сопереживают происходящему вместе со мной.
Какие излюбленные юмористические приёмы?
- Люблю гиперболизировать детали истории или проблемы, играю на контрастах, стараюсь играть эмоциями своих персонажей - чтобы усиливать наглядное представление. Приземляю ситуацию до бытовых проблем.
Ты признаёшь такую, единственно верную схему, как «сетап — панчлайн» в комедии?
- Наверно, это придумали для простоты понимая построения шутки для новичка,что ставит какие-то рамки на стендап. Если их расширить, то можно обнаружить такие вещи как панчлайн красной линии, и многослойный сетап. У нас в школе это называлось хорошей историей. Для меня стендап это скорее мастерство оратора излагать мысли забавно, но со мсыслом, а не расчленять слова на буковки.
Как ты думаешь, смешить, создавать неровности, можно и другими способами, без так называемых «панчлайнов»; либо же панчлайны присутствуют всегда, но они могут быть трудно уловимыми, сложно определяемыми?
- Можно без панчлайнов - иногда хватает только сетапа с хорошим отыгрышем. В простонародье - прикольная шутка без добивки. Пример шуток без панчлайнов - комедии Гайдая, там гэги без сетапов, и панчлайн только в конце, но не намного смешнее, чем сетап, напичканный вспомогательными гэгами. Можно сказать, что кинокомедия это тоже стендап, но показанный по ролям, а сам стендап это уже от первого лица.
Что думаешь о нынешнем русском стендапе, о стендап-комиках, о будущем русского стендапа, что с ним так или не так?
- Интересно жить в стране, где кабачок 13 стульев убили квном, и молодежь получала представление о юморе только в коллективном формате, и без финансового эквивалента. В итоге мы получили толпу неумеющих зарабатывать квнщиков, с шутками 15-летних, голодных подростков. Но это данность, никуда от нее теперь не уйти;чем больше будет комиков, чем взрослее они будут шутить - тем быстрее будет развиваться стендап в России. А так комики как комики, от их интересов зависит развитие жанра в нашей стране, но других комиков у нас нет. Комиков как родителей - не выбирают. Даже так:российских стендап-комиков как родителей - не выбирают.
Куда он, стендап, движется?
- Стендап сейчас переживает эффект второй волны. Первая волна прошла, когда стендап только появился, и всех в нем стало много, как ди-джеев .А сейчас те, кто понял что он никакой не диджей - отскочили, а новых ди-джеев появляется теперь не много, а сколько есть, а первых ди-джеев только единицы, зато они играют хорошую музыку. Остались только талантливые. Те, кого слушают.
Может ли он (стендап) закончиться, практически только начавшись или остаться на низком уровне, с которого и начал своё шествие?
- Я думаю, что стендап в России не исчезнет уже никогда, потому что теперь есть примеры, но развиваться он будет исключительно засчет лучших в этом жанре, их шагов и тупиков, где-то между блюзом и капуэро.
Твои самые любимые и нелюбимые (разочаровавшие, непонятые, перепиаренные, оставленные на потом) зарубежные стендап-комики, которых можешь выделить и, быть может, их выступления? А главное, по какой причине, из-за каких качеств одни удостоены симпатии, а другие антипатии.
- Да я всех стараюсь смотреть, даже самых несмешных, чтобы понимать, за счет чего они смогли добиться гастролей, и видеозаписи спешала. Не очень люблю Бо Бёрнема и Демитри Мартина, когда юмор поверхностный, основанный на фантазиях и каламбурах. Я не могу как зритель их с собой ассоциировать, и мне поэтому не смешно - что не близки их проблемы. Особенно комедию наблюдений не люблю. То, что кто-то что-то там заметил, это только пол-дела - а где решение проблемы? Это полукомики. Не люблю клишированных ответов насчет Луи Си Кеев и Стюартов Ли - нужно всех смотреть. Одни из самых любимых - Берр, Стенхоуп, Карлин. А вообще мой любимый комик Ян Арлазоров.
Успели уже полюбиться какие-нибудь русские стендаперы?
- Сейчас, среди стендаперской молодежи, модно не любить ТНТшников. Но я не модник, мне всегда нравился Белый. И Комиссаренко.
Что тебе нравится или раздражает в стендап-комиках, их стиль, образ, что для тебя приемлемо или неприемлемо в стендапе, существуют какие-то грани, ограничения, моральные стоп-сигналы?
- Меня раздражает когда комики по кусочкам воруют чужой стиль, пытаюсь слепить из этого свой, получаются какие-то монстры, франкенштейны. Комиков много, а стильных человек 5.
Пожалуй, было бы неправильно не спросить у стендап-комика непосредственно об его орудии: что такое оригинальность, чувство юмора и остроумие, скажи своими словами, а также, что такое стендап-комедия лично в твоём понимании и что есть публика — зритель для стендап-комика?
- Юмор - это альтернативное решение задачи, потому как зритель ищет ответ на вопрос, комик дает ему альтернативный ответ, чем лучше и оригинальнее будет решение, тем оригинальнее будет шутка - если зритель догадается до нее сам - ему будет не смешно, потому что ответ он придумал сам, только что, но он банален. А от комика он ждал чего-то еще, до чего у него еще нет - более оригинального решения проблемы в случае с комедией наблюдений - зритель смеется только из-за того, что ему предложили задуматься о том, что ему просто на глаза не попадало.
Простой, традиционный вопрос. Каков творческий процесс, процесс создания материала начинающего стендап-комика, откуда он черпается?
- У меня из проблемы - как только я заметил в чем-то проблему, я ищу ее решение, если получается остроумно - записываю, потом, спустя время, открываю, смотрю список решений, преобразую их в рассказы, как буду об этом рассказывать - и прихожу на открытый микрофон, пробую рассказывать. Где смеются - то оставляю.
Вдохновляет ли тебя что-то конкретное, есть какие-то так называемые фишки? (Созидание, креативность — создание нового или почти нового, того, чего не было в природе до момента создания).
- Мне нравится возможность авторства, и возможность рассказа от первоисточника. Сам придумал, сам рассказал. Сам себе комик. Сам себе автор. И нравится то, что шутка будет такой, какой я ее придумаю, а то, как я ее придумаю, не придумает больше никто, в ней будет отражена моя индивидуальность.
Какие были ощущения во время дебютного выступления, о чём думал, как переживалось?
- Успею ли я дойти до шутки, прежде чем публика перестанет меня слушать? Действительно ли смешно то, что я буду говорить? Насколько я смешной? Мой голос слышно?Это достаточно смешно, или я могу быть смешнее?
Что вообще происходило как снаружи, так и внутри?
- Слова, которые ты пытался заучить, выпадают, и ты думаешь, своими словами если говорить, сохранится ли смысл? И вот ты начинаешь говорить - а люди смотрят, и ты думаешь, они смотрят - потому что ждут шутки, или мне лучше свалить? И самое ужасное - что начинаешь сомневаться в шутке, не успев до нее дойти. Но как только над первой шуткой посмеялись, то даже если остальные не зайдут, это уже что-то. Ты приходишь, и начинаешь анализировать - как все шутки сделать такими, как та, с которой посмеялись А потом думаешь, не вторичны ли все твои шутки. А других не придумывается.
Доволен, не доволен?
- Очень доволен. Я просто зашел хорошо, и почти не заикался, это было главное.
Расскажи подробнее.
- Я волновался, что буду заикаться, поэтому решил выступать в пакете на голове, чтобы не было видно моих глаз, чтобы не нервничать. И когда я вышел, глаз было не видно, я начал говорить текст, люди слушали, я просто шел по тексту, но смеялись не везде, но где-то смеялись. Еще очень сбивало то, что люди не смотрят как по телевизору только на тебя, они отвлекается на всякую хрень, или кто-то отвлекает и они припускают по пол минуты выступления, теряют нить, а ты не виноват - просто публика культурно распущена для такого. Когда стал выступать увереннее, перестал выступать в пакете, стал больше лицом играть.
Какие твои дальнейшие планы на будущее со стендапом?
- Хочу поехать 13 июня на стендап фестиваль в Москву, было бы здорово попасть в какой-то проект и выступать как можно чаще. Сейчас с ребятами стали активно выступать в ДК. Это уже больше похоже на стендап, зрителей от 500 до 1000 бывает.
1 июня из Майкопа вернулся - там в ДК была 1/8 стендап лиги России, я ее выиграл. А за день до этого в Новочеркасске в ДК выступали. Вообще стараюсь выступать как можно, чаще и где только можно. Сейчас стал все чаще выступать в ДК, это совершенно другой опыт.
Твоё мнение о русских телевизионных стендап-проектах, стендап-шоу?
- Здорово, что они вообще есть. Комикам, которые попадают туда, намного легче выступать по России, потому как их лица разрекламированы и заведения охотно соглашаются предлагать им выступления. С теми же, кто нигде не засвечен,разговор холодный, им приходится только верить на слово и на них ходит малое число зрителей. Сейчас пока есть только стендап на ТНТ, как классический стендап. И еще в Камеди Баттле иногда выступают комики с монологами, но, как я заметил, их стараются там склонять к очень простым и поверхностным формам монологов, для определенного формата передач.
Насколько ты отдаёшь себя стендапу и юмору вообще, сколько выделяешь времени в день/неделю/месяц? Как, быть может, просмотру, написанию материала/шуток, репетициям, мыслям, так и в общей сложности?
- Выступаю раз 5-7 в неделю. Бывает по 2 раза в день, а бывает 2 раза в неделю. За месяц получается средняя зарплата, поэтому сейчас для меня стендап это работа и основной заработок. Пишу каждый день, после прихожу домой и переписываю новый материал, если проверял его сегодня. Но пишу не залпом, а наметками. Процентов 50 рождается на сцене, во время импровизации. Если тема прошла, находу говорю еще в эту тему прямо на сцене.
По-твоему, как и чем можно «тренировать» себя как стендап-комика кроме практики, практики и ещё раз практики?
- Просмотры других выступлений, и много различного видео - чем чаще смотришь на что-то под новым углом - тем больше парадоксов можно найти, задуматься над чем-то новым. Вот про нунчаки никто не думает, пока не увидит их, а это целое поле для шуток. Например, за какую палку у нунчак нужно держаться, а какой бить.
Какие книги читал, скажем, за последние полгода-год?
- Недавно читал Мануэля Каррера "Усы", но что-то не смог дочитать, и "12 стульев" туда же. Перестал дочитывать книги почему-то. Это все из-за фильмов, их слишком много и их так легко стало смотреть.
Какая любимая книга (несколько книг), которая, как говорится, изменила твоё мировоззрение; короче говоря, оставила серьёзный отпечаток на мозге?
- Триумфальная Арка Ремарка, 100 лет одиночества, и 451 градус по Фаренгейту Рея Бредбери . Написаны необычно.
Твои три самые любимые шутки стендап-комиков или так называемый бит, или вообще?
1. Даг Стэнхоуп - Сколько бы я не выступал, люди так ничего и не поняли. Это как в обществе, где все голодают, сказать - смотри, вон там тарелка с чипсами! А все мне хлопают, но никто их так и не ест.
2. Крис Рок - Что если человек, которого назвали пидором, вел себя как пидор?
3. Джордж Карлин -Готов поспорить, что Бобби и Чарли выбьют все дерьмо из Такера, Кайла и Тода.
И ещё, быть может, одна-две шутки, которые тебя прямо-таки возмутили, и укоренились в памяти как невероятно жёсткие, неприемлемые и неуместные нигде и никогда?
- Ну я такие на запоминаю - они меня наоборот не цепляют. У Джимми Карра такого полно. И у Карлина про всякие прыщи. Мне просто это не смешно, это просто данность какая-то. У Луи Си Кея про сперму - в каждом спешле есть. Какие-то необязательные шутки. Люди ржут, а мне не смешно.
Что бы посоветовал и пожелал начинающим русским стендап-комикам?
- Не перенасыщать шутками биты - каждая шутка бросает тень на другую. Чтобы громко смеяться, зрительно должен иногда просто выдыхать, иначе он привыкнет к шуткам, и не будет их воспринимать. Выступать как можно чаще перед любой публикой, и не говорить ненужных шуток в блоке. Не стоит называть плохой публикой недостатки таланта. Рассмешить камень может не каждый.
Что бы сказал и пожелал на будущее конкретно себе?
- Не пытаться угодить каждому, работать на свою аудиторию.
Спасибо.
Команда Студии АНТОНОВКА.