«Фестиваль — отличный способ просрать тысячи баксов!». Русские комики в Австралии
В конце марта московский стендап-комик Кирилл Сиэтлов поехал выступать на фестиваль комедии в Мельбурне, куда его пригласил русский австралиец Гоша Бодрый. По мотивам поездки Кирилл записал видеоблог — посмотреть можно здесь. В свою очередь, Гоша Бодрый начал писать подробный отчет. Получается огненно.
С разрешения Гоши публикуем его материал полностью. Орфография и пунктуация сохранены, авторский мат запикан.
Глава I. Пролог. Идея
ГОША БОДРЫЙ Живет в Австралии. Двигается по юмору. Организовывает стендап и прочий КВН. |
Идея выступить на Мельбурнском Фестивале пришла спонтанно. Живу я в Австралии в скучном городе Брисбене унылой жизнью русского иммигранта. Мою туалеты, тоскую по родине и иногда выступаю со стендапом, на русском языке для русских людей и на английском для всех остальных. Еще организую концерты, КВНы и прочие юмористические вечера. Скучно. И вдруг подумалось, а не выступить ли на фестивале?
Скучный солнечный Брисбен
Фестивалей для комиков в Австралии много, каждый месяц есть где поюморить. В первые полгода это Перт, Аделаида, Брисбен, Мельбурн, Сидней, опять Перт. Затем в августе все едут в шотландский Эдинбург а потом полгода сочиняют новые шутки и бомбят корпоративные шоу на Рождество. Отлаженная рутина, называемая «фестивальная круговерть» (festival circuit).
Есть фестивали по приглашению, где организаторы приглашают участников и составляют программу сами, например, сиднейский или брисбенский. Но хотя я и смешной, туда меня так никто и не позвал. Поэтому пришлось делать шоу своими силами на открытых фестах. Мельбурнский Фестиваль как раз из таких, и один из самых крупных в мире, вот на него-то я и нацелился. Я вообще люблю Мельбурн, за питерский дух творческого андеграунда, самый вкусный в мире кофе, промозглую переменчивую погодку и бесплатный трамвай. И конечно же за его жителей, модников и снобов.
Житель Мельбурна в естественной среде
Своими планами пофестивалить я тут же поделился с ветераном клубной брисбенской комедии Стивом Эллисоном, комиком с тридцатилетним стажем.
— Молодец, хехе! — прокуренно прохрипел Стив, — Фестиваль — отличный способ просрать тысячи баксов! Я-то давно завязал с этим говном, мне оно [нафиг] не нужно, я и так имею свои двести пятьдесят за вечер.
— Эээ, Стив, так чего, не выступать на фестивале?
— Конечно выступать, каждый комик в своей карьере должен соснуть фестивального говнеца! Ну и опыт выступлений хороший, — подытожил Стив, допил пиво и вылез на сцену хедлайнить под одобрительный гул пьяных горлопанов.
Я же пошел домой и с упоением приступил к сосанию фестивального говнеца.
Стив Эллисон. Говорит, говнеца уже соснул
Глава II. О фестивале
Фестиваль в Мельбурне, большой и известный на весь мир, проходит целый месяц в марте-апреле. Все театры, кабачки и заведения в центре Мельбурна обязательно проводят какие-то шоу. Всего на фестиваль заявляются по 500-600 представлений, и большинство из них делается руками комиков, которые сами договариваются, организуют, выступают и сами же занимаются саморекламой по мере сил. Обычно комики показывают одно и то же шоу каждый вечер на протяжении нескольких дней. Иные стахановцы фестивалят все 30 дней подряд. Кто поленивее или не очень популярен, те могут ограничиться неделей. Редко кто делает одно-два шоу, обычно это залётные мега-звезды выступающие в очень больших театрах.
Разные шоу. Emma J Hawkins «I'm Not a Unicorn»
Юмор на фестивале бывает разный. Есть обычный стендап в одного, а есть сборные солянки из двух-пяти комиков. Есть скетч-шоу, это совсем как КВН. Есть циркачи и акробаты с клоунадой, есть детские шоу, и есть даже музыкальные кабаре где танцуют, поют и иногда показывают жопу. Разные бывают шоу, и всех объединяет одно — они длятся не больше часа. Часто в одном заведении за вечер может пройти пять-шесть совершенно разных представлений.
Гала. Всё гламурно и блестит
Гала-концерт проходит ДО фестиваля — совсем не по-КВНовски! — и там выступают самые известные комики. Концерт транслируется по телевизору в рекламных целях, чтобы у обывателей, условных Брэда и Шэрон, в головах зашевелились шестерёнки о том что фестиваль в городе и пора идти смотреть юмор.
Условные Брэд и Шэрон
— Шэрон, — говорит Брэд, почесав яйца, — а пойдем посмотрим вон того чёрного парня из телека, он же смешной!
— А пойдем, Брэд, — рыгнув, соглашается Шэрон. — Только если билет не дороже сорока долларов. Если дороже сорока, не пойдем. Чёрный парень, даже смешной, столько не стоит.
Быстро надев шорты и шлёпки и заведя свой ржавый «Холден Коммодор» Шэрон и Брэд едут в центр Мельбурна посмотреть, сколько стоит чёрный парень. Весь Мельбурн обклеен афишами и обвешан флагами фестиваля, что бодрит. На подходе к Таун Холлу наших героев немедленно атакует толпа других комиков, вообще неизвестных и непонятных. Они целый день стоят, несчастные, под моросящим мельбурнским дождем и пугают прохожих флаерами, умоляя зайти на них посмотреть, типа они смешные.
Таун Холл и флаерщики рядом с ним
Тут же рядом ездят трамваи с рекламой улыбающихся известных юмористов из телевизора с концертами в больших театрах. И чёрный парень тоже проезжает мимо.
И тоже улыбается!
Билеты же на парня в большой театр стоят под полтинник, да еще и на сегодня все проданы. Брэд и Шэрон огорчаются, но внезапно им на глаза попадается флаер на мюзикл с названием «Атака Сэкс-Роботов», начинающийся через полчаса. Комик кричит в ухо, что сделает два билета по цене одного — двенадцать долларов. Звучит сомнительно, но жадность побеждает, да и не ехать же домой.
Флаер реальный, я ничего не придумал. Такое шоу есть. Duff «Attack of the Sex Robots!»
И вот Брэд и Шэрон сидят в подвале кабачка за углом с липким полом. Темное помещение на двадцать мест едва заполнено на треть такими же случайным зрителями. На сцену выбегают три полноватые лесбиянки и начинают под диско 80-х кричать феминистские лозунги и пытаться на эту тему шутить. Самая толстая садится на шею Брэда и трется об него сиськами, к неудовольствию Шэрон. Брэд, впрочем, рад. Алкоголь и замок на дверях делают своё дело, притихшие было вначале зрители аплодируют и улюлюкают. Становится более-менее весело.
Otto and Astrid «Haus Party». Тоже весёлое представление.
Через пятьдесят минут всё заканчивается и наши герои задумчиво бредут к машине. Мимо идет тысячная толпа с шоу чёрного парня с блаженными улыбками на лицах. Брэд показывает им средний палец, садится в машину и мчит Шэрон обратно в спальный район, выкрикивая в окно феминистские лозунги.
Осталось еще 599 шоу. Куда пойти?
Так проходит Мельбурнский Камеди Фестиваль.
Глава III. Собираем шоу
Когда вокруг 600 разных шоу и из них сотня известных телевизионных и зарубежных комиков, пробиться и собрать народ на своё представление архисложно. Нельзя просто сфоткать себя хорошо, поместить на флаер и назвать его: «Час шуток Гоши Бодрого» или «StandUp Brisbane» и ждать, что люди придут и будут смеяться-хлопать. Хотя 300 комиков почему-то делают именно так и закономерно всасывают на фестивале по полной.
Одна из 80 страниц списка фестивальных шоу. На какого Ника сходили бы вы?
Хорошо, когда есть культурно-языковой фон: я русский человек, уже можно сделать что-то интересное. Плохо, когда не получается собрать час шуток, надо звать друзей чтобы забомбить сплит-обойму, а с русскими комиками в Австралии трудно. Но мне повезло.
Глеб Тугушев. Рисует не очень, а шутит хорошо
Совершенно случайно я узнал, что в Мельбурн переехал Глеб Тугушев, босс англоязычного стендапа в Москве, поездивший с концертами по Европе и развлекавший зрителей в Эдинбурге. На русском языке Глеб не выступает, видимо чтоб не расстраивать Руслана Белого. Быстро мы с ним списались в Фейсбуке, я ему: давай выступать на фестивале? Он мне: давай. Легко и быстро, приятно работать с такими людьми.
Кайчу Саймон вспоминает сибирское детство
С Кайчу я познакомился на открытом микрофоне в Брисбене. В девичестве Аня, она в девять лет уехала с родителями из сибирского посёлка в Израиль, где сменила имя, а потом судьба завезла её в Австралию, где она теперь мать двоих детей и замужем за австралийцем. По-русски она говорит с акцентом, впрочем, по-английски тоже. И как безумно она разрывает залы своим жестким материалом о суровой Сибири, русской душе и семейными сценами! Кайчу тоже с радостью вписалась в Мельбурнский Камеди Фестиваль.
K-Real Seattle-LOVE
Нужен был хедлайнер, красивая вишенка на торте нашего сборного шоу (или гвоздь в крышку его гроба). Я следил за творчеством Кирилла Сиэтлова и мне всегда нравилась атмосфера улыбчивого контролируемого безумия создаваемая им на сцене. Импонировало то, что Кирилл может рубить материал и по-английски. Списался с ним по интернету, он оказался приятным в общении человеком и адекватным в работе профессионалом, во многом пошедшим мне навстречу. Мы договорились что он приедет за оплату дороги и проживания, а гонорар будет, если мы соберем полные залы и заработаем. Забегая вперед замечу, что полные залы мы собрали, но заработать так ничего и не получилось.
Команда подобралась отличная, теперь была нужна общая тема. Русскость русскостью, но как наша русскость будет интересна австралийскому зрителю? Чтобы далеко не ходить, я придумал общую тему: австралийская жизнь глазами русских иммигрантов. Смотрите, дескать, сами на себя, через призму восприятия сторонних гостей, из-под ушанки, под вкусную водку и ласковые звуки балалайки. Конечно, мы использовали клюквенные стереотипы на полную катушку. И название шоу пришло само собой: «G’DAY, COMRADE!». «G’day!» это на сленге типично австралийское приветствие. Визуальный ряд представления тоже хорошо сложился.
Дарова, таварищ! Водка, перестройка, матрешка. Рашен шоу!
Дело было в конце ноября, до фестиваля оставалось пять месяцев. Мы начали собирать материал и обкатывать его на открытых микрофонах.
Продолжение следует.
Читайте также: