«Редакция» выпустила спецрепортаж о деле Идрака Мирзализаде
На ютуб-канале «Редакция» вышел специальный репортаж о деле Идрака Мирзализаде (мы рассказывали об этом здесь, здесь и здесь). В основу видео легло интервью с комиком, который только что освободился из спецприемника, в котором отбыл наказание в виде ареста на 10 суток за шутки, произнесенные в юмористическом шоу.
Выпуск «Редакции» снят по всем законам журналистики — выслушали не только Идрака, но и его коллег и даже тех, кто распространял фрагменты с его шутками и обвинял комика в русофобии. Получился взгляд на историю со всех сторон.
Интервью Идрака записали в Stand-up Club #1. Кроме того, комик и журналисты побывали на остановке, где было совершено нападение на Мирзализаде.
Идрак рассказал, что его посадили в камеру с несколькими людьми, которые, судя по татуировкам, уже отбывали сроки ранее. Поначалу комик опасался, но за 10 дней подружился со всеми, кто там был. Полицейские в спецприемнике оказались с юмором :
Когда я проснулся после первой ночи, на завтрак будят, полицейский такой: „Ну как тебе матрас?“
Журналисты «Редакции» восстановили картину преследования комика за шутку с самого начала — с момента публикации выпуска «Разгонов» и до суда над Мирзализаде.
Сначала на выпуск никто не обратил внимания — было несколько негативных комментариев, которые всегда есть на ютубе. А через пару месяцев вырезанный фрагмент шутки начали распространять сообщества в интернете — часто националистического толка. Идрака обвиняли в русофобии и указывали на его происхождение.
Фрагмент из видео на канале «Редакция»..
Свой комментарий дал Нариман Намазов — главный администратор сайта «Двач», на котором также появился вырезанный из контекста программы фрагмент шутки. Он сказал, что видео было найдено не ими — просто распространено, так как сайт являет агрегатором информации.
Игорь Димитриев, автор телеграм-канала «Русский ориенталист», где информацию о шутке и негативное мнение о ней опубликовали одними из первых, кажется, все понимает, но хочет, чтобы высказывания ограничивали:
С одной стороны, я понимаю, что это вроде как такой формат шоу — где они гонят и говорят гадости про всех. Но с другой стороны, в современном мире принято вот это вот все — гадости про всех — в каком-то смысле ограничивать
Он также отметил, что первыми на высказывания Идрака обратил внимание другой канал:
Фрагмент из видео на канале «Редакция»..
Это хамство и оскорбление по национальному признаку. Мне особенно смешно было, когда представитель талышского народа хихикает над самомнением народа русского
— сказал Игорь Димитриев.
Идрак, в свою очередь, еще раз объяснил шутку. По его словам, ситуация действительно была в жизни. Комик еще раз отметил важность понимания контекста в юморе:
Люди думают, что контекст только в самой программе. Контекст тут во всем. Контекст в том, что я за комик, какой образ на канале стендап-клуба. Я постоянно грубо шучу, много кто грубо шутит на канале стендап-клуба. Контекст в том, что это юмористическая программа. Контекст в том, что это импровизационная программа
Комик заметил, что приговор для него на суде был готов заранее:
Судья уходит [в комнату для вынесения приговора], через минуту выходит. Возвращается с тремя страницами готового решения — через минуту
Свое мнение для репортажа также озвучили другие комики — Кирилл Селегей, Артур Чапарян, Гарик Оганисян, Костя Пушкин, Сергей Орлов — и адвокат Идрака Сергей Бадамшин.
Почему тогда про нападавших никто не говорит? Почему никто не говорит про вознаграждение за то, чтобы на него напасть? Если вы за справедливость, если вы считаете, что человек должен быть наказан. А те люди не должны быть наказаны?
— Артур Чапарян.
Отвечая на вопрос журналиста, комик Костя Пушкин отметил, что частично понимает людей, которые обиделись на слова Идрака:
У нас есть национальности — например, чеченцы — перед которыми извиняются. И в принципе, наверное, русским обидно, что перед нами никто не извиняется, хотя мы вроде как титульная нация. Если бы была какая-то дискуссия, какой-то очень недовольный человек вызвал бы его [Идрака] на дискуссию, мне кажется, это и было бы какое-то решение вопроса в том поле, в котором он появился
В конце репортажа собеседники «Редакции» пришли к выводу, что произошедшее — сигнал от властей. Причем не только комикам, но и, например, журналистам.