«Дамы и господа, у меня — стендап»
Александр Киселев — стендап-комик из Челябинска, который сейчас живет в Москве. Недавно он решился на необычный для российской стендап-комедии эксперимент — выступать каждый день на протяжении долгого времени. Александра хватило на 101 день. Стендап-марафон начался 20 февраля и закончился 1 июня 2017 года.
По этому случаю, корреспондент GoStandUp. ru Вячеслав Протасов поговорил с Александром Киселевым. В интервью комик рассказал о том, что сподвигло его выступать без остановок более 100 дней подряд, и что он от всей этой затеи получил.
— Я выступаю с 2012 года. Из достижений: «Comedy Баттл» на ТНТ, Стендап на Paramount Comedy, иногда выступаю в московском стендап-клубе на Новом Арбате. Основатель стендап-движения в Челябинске — Stand Up 74. Сейчас организовываю гонорарные шоу для стендап-артистов. Переехал в Москву в марте 2016 года и обосновался здесь.
— Расскажи про марафон. Зачем это все?
— Внутренне я взял себя на слабо. До этого выступал максимум 10 дней подряд и чувствовал себя измотанным. Потом увидел историю про Сэмми Обейда* и подумал, насколько я это могу потянуть. Первоначально думал об отметке в 50 дней. Но как-то пошло и я привык. Марафон явно прокачал меня в некоторых аспектах — например, я стал более стрессоустойчив и научился быстрее ориентироваться в подходах к аудитории. Ведь приходилось выступать на абсолютно разных зрителей: на простую — молодых ребят-студентов и на очень сложную, типа кремлевских ФСБшников. Причем, это не шутка, реально выступал для них. В моем понимании, такой эксперимент нужно проводить каждому комику. Это если не усовершенствует, то точно даст пищи для размышления над своим материалом и подачей.
- GoStandUp: Сэмми Обейд — американский стендап-комик, который выступал 1001 день подряд. Предыдущий рекорд составлял 731 день. В 2016 году Сэмми приехал в Россию в качестве приглашенного хэдлайнера на фестиваль «Инди-Комики».
— Ты выступал с одним и тем же материалом?
— Нет. Конечно, не буду говорить, что у меня каждый раз было новое выступление, но я все равно стремился, чтобы одна-две шутки были новые. Если говорить про открытые микрофоны, то эта доля, конечно, была больше — и половина, и весь материал. Но и на бэстовых выступлениях я старался обязательно поинтерактивить с залом. Потому что в голове уже вырабатывались какие-то схемы по улучшению выступления, уже не хотелось прочто читать старый монолог.
Бэст — это лучший материал, который ты рассказываешь на платных шоу
— Говорю не для того, что похвалить себя, но каждое выступление, как минимум, одна крутая реакция была. В разрыв — чаще на каких-то региональных больших концертах, где комики выступают с проверенным материалом. В Москве больше открытых микрофонов, на которых идет проверка новых шуток. Это тяжелее, переодически приходится выступать в тишине, но это не плохо, а тоже крайне полезно.
— Какой ты изначально наметил для себя план? Как я понимаю, только в Москве можно найти площадки для ежедневных выступлений?
— Иногда не было открытого микрофона в какой-то день даже в Москве — например, в субботу. Тогда я выступал бесплатно на каких-то шоу. Чтобы не прерывать свой марафон, я просил поставить меня в шоу, где не был изначально заявлен.
— На 35-й день марафона у меня эвакуировали машину. Это был единственный микрофон в понедельник и до его начала оставалось 20 минут. Ребята — честь им и хвала — ждали меня еще полчаса после окончания микрофона, пока я забирал машину, и я смог выступить. Уже думал, что марафон прервется. Ты же не можешь выйти на улицу и просто кричать шутки. Самый тяжелый промежуток был с сорокового по пятидесятый день. Я ходил депрессивный, уставший и злой. Потом привык.
— По-моему, у Сэмми Обейда, который в США выступал на протяжении 1001 дня, были похожие сложности. Одно или несколько выступлений ему пришлось провести на каких-то квартирах, перед друзьями.
— Я поставил себе задачу, чтобы обязательно был микрофон и публика — больше четырех человек. Был даже совсем небольшой открытый микрофон, дневной, где выступало три-четыре человека, и мы просто приглашали людей с улицы в помещение. В результате человек шесть-семь было в зале — в принципе, прикольно прошло.
В Москве открытые микрофоны проходят каждый день. Но по субботам с этим бывают проблемы
— В субботу всегда возникали сложности, и именно тогда я выступал на каких-то свадьбах, юбилеях. Периодически я веду свадьбы и другие мероприятия. Я понимаю, что должен себя как-то кормить. И стендап, будем честны, пока не совсем хлебное дело.
- GoStandUp: многие российские комики, особенно неизбалованные телеэфирами, подрабатывают ведущими мероприятий — свадьбы, корпоративы и т. д. Среди коллег-стендаперов это не то чтобы порицается, но не круто. Считается, что нужно целиком посвящать себя комедии, чтобы в ней преуспеть. С другой стороны, за ведение мероприятий платят нормальные деньги, а за стендап — обычно нет.
— Стендап на свадьбе или юбилее — это вообще как?
— На самом деле, это сложно.
— Ведение свадьбы — это не стендап.
— Ни в коем случае. Речь именно о стендапе — ты выходишь и рассказываешь какие-то шутки из бэста. Марафон не прерывался, и я должен был выступать.
Выходишь и говоришь: „Дамы и господа, у меня — стендап!“
— Это очень странно. Ты ведешь свадьбу, а потом говоришь: «Вам не кажется странным, когда на вечеринке...». Пару раз заходило прямо на ура, в разрыв, а несколько раз, буду честен, люди первые пару минут переглядывались и не понимали, что я от них хочу — как какой-то сумасшедший, который зашел в метро и начал что-то говорить.
— Какие еще были случаи?
— Вел день рождения, на котором были какие-то полукриминальные ребята. Скажем так, у них не только алкоголь был на мероприятии — все очень своеобразно. Я подумал, что у них все по понятиям и боялся что-то не так сказать. Выхожу — все в разрыв. И я такой: «Блин, пронесло!». Там такие ребята, что я выступал весь мокрый. Но сложные ситуации прокачивают стрессоустойчивость.
Я пользовался тем, что веду мероприятия, делал себе блок — три четыре минуты и бомбил. Это было раз пять — те прикольные моменты, о которых я рассказываю. Все остальное был обычный, нормальный стендап.
Выйти выступать на зал, который к этому готов — проще простого. Люди хотят смеяться. Когда люди не готовы и собраны под другой идеей, а тут им дают стендап — это тяжелее
— Ты уже несколько раз сказал про стрессоустойчивость. Это так важно для стендап-комика?
— Многие выступают 10 дней подряд и устают психологически. Нет ни одного комика, над шутками которго смеются все и всегда. Залы и публика всегда разные. Не всегда выступления проходят на отлично, и когда плохо — остается осадок. Ведь ты выступаешь с вещами, которые тебе нравятся, но с ними придется попрощаться, потому что оценки твоим шуткам ставит зритель. Что-то остается, а большинство выбрасывается. И так без конца. Задача — выработать максимальное количество очень смешного и интересного материала.
— Комики только и твердят о том, что нужно часто выступать. Ты тоже так считаешь?
— Я считаю, что нужно выступать каждый день. Даже сейчас, когда прекратил марафон, я пять-семь раз в неделю выступаю. Не ежедневно, иногда по два открытых микрофона в день. Комик — это человек, который должен работать, что-то вырабатывать и расти. Хочется радовать как можно большее количество людей. Не одну категорию, потому что комики они обычно «для кого-то» — женский, мужской, еще какой-то юмор. Чтобы получалось больше аудитории фиксировать, нужно много выступать, проверять и уходить из зоны комфорта. Я часто стараюсь делать эксперименты.
— Например?
— Во время марафона пришлось выступать в ТРК перед детьми.
— Как это?
— Я выхожу — и там просто одни дети. Начал импровизировать: «Кого бесит матеша?», «Поаплодируйте те, кто считает, что родичи офигели». Это единственный стендап, который мы закончили танцем — я и Саша Долгополов. Дети были в восторге, фотографировались с нами, хоть и не знали кто мы. Я всем говорил, что мы актеры сериала «Закон каменных джунглей». Из второго сезона. Все фоткались, добавлялись в друзья…
— В какой момент понял, что марафон продлится именно 100 дней и почему закончил?
— Сначала была задача сделать 50 выступлений. После 50 следующая круглая цифра — 100. А потом мы поехали в отпуск, поэтому уже было тяжело продолжать марафон. Я понимаю, что это ничтожно по отношению к тому же Сэмми, но для русского стендапа, я считаю, это классно, ведь так еще никто не делал.
— Что это дало тебе в итоге? Кроме пресловутой стрессоустойчивости.
— Появилась раскрепощенность. Стал очень много шуток дорабатывать на сцене, начал шутить про политику. Теперь я лучше чувствую зал: раньше я как будто не всегда был заодно со зрителями, сейчас гораздо легче создавать с ними химию. Выступать стало комфортнее. Ушёл психологический барьер: «А что обо мне подумают?». Но вместе со всем пришло осознание того, что как комик я все еще в зачаточном состоянии.
— Хочешь еще что-то подобное сделать?
— Думаю, да (в этот момент девушка Александра кричит «Боже!»). Представь, что за эти 100 дней мы не могли даже погулять. Единственным вечерним развлечением — и для выходных, и для будней — было сидеть в очередях баров и ждать пока меня объявят.
— Ты держишь в голове какую-то регистрацию своего рекорда?
— У меня есть подтверждение каждого выступления — либо на видео, либо на диктофон.