Очень большой стендап в Воронеже

31 мая 2017 г.

Очень большой стендап в Воронеже
Агент GoStandUp Вячеслав Протасов побывал в Воронеже, посмотрел, как делается большой концерт, и узнал у организатора, почему у них все так круто со стендапом.

13 мая в воронежском Доме актера состоялся «Очень большой Stand Up» — концерт местного стендап-клуба, на который также приехали приглашенные комики из других городов. Воронеж славится своей теплой публикой, любящей собственных комиков. Портал GoStandUp.ru начал с этого мероприятия продажу электронных билетов, и мы не могли не присутствовать на таком интересном и нечужом для нас событии.


Воронеж — особенный город для российского стендапа. Воронежцы Руслан Белый и Юлия Ахмедова — создатели шоу StandUp и «Открытый микрофон» на ТНТ. Родом из этого города вообще много сильных стендап-комиков, их нет на ТВ, но они действительно крутые — погуглите выступления Игоря Тарлецкого или Александра Долгополова. Здесь искренне любят стендап и ходят на него. Неудивительно, что Воронеж иногда называют столицей стендапа.

Местное объединение комиков STAND-UP VRN насчитывает 17 человек (без тех, кто уже уехал в Москву). Они каждый месяц устраивают концерты, на которые ходит по 100 и более зрителей — завидная для провинции посещаемость. А 13 мая, уже во второй раз, объединение собирает полный зал Дома актеров (более 300 зрителей) — на «Очень большой Stand Up».

Это как вариант нетривиального досуга. Есть кино, есть театр, есть телик дома, а стендап — какая-то альтернатива. Прикольная, недорогая

— рассказывает организатор мероприятия Дмитрий Шамаев.

Для местного стендап-сообщества это важное событие — собрав такое количество зрителей, можно и заработать, и получить уникальный опыт выступления на большую аудиторию.

Сцена, микрофон и стул


Стендап — один из самых доступных видов искусств. Чтобы выступить, нужно совсем немного: любая сцена и микрофон. Но если у вас есть каноничный круглый барный стул, то композиция становится завершенной — все как в лучших традициях стендап-клубов. На стуле во время выступления стоит бутылка с водой для комика, на него же можно положить листок со шпаргалкой. У Дмитрия Шамаева такой стул есть.

Это уже легендарный стул. Был на сцене во время концертов Каргинова и Белого в Воронеже. Но он не мой. Нужно завтра вернуть

— объясняет Дмитирий.

Увидев Дмитрия Шамаева, вы вряд ли подумаете, что он стендап-комик — здоровый, бородатый, неторопливый. Но необычная внешность скорее плюс, который выделяет артиста на сцене и делает его запоминающимся для зрителя.

Сегодня у Димы необычное выступление, эксперимент. Он выйдет на сцену с историей, которую рассказал на своем первом открытом микрофоне. Тогда все было очень плохо. «Решил для себя: расскажу эту историю, с которой обосрался в первый раз. Истории — это круто. Я посмотрел концерт Каргинова, у него много историй. Все это очень вкусно и смешно смотрится. Я поднял ее, переписал, ребята подсказали несколько идей типа: убрать «воды», отыгрывать движениями некоторые шутки. Я доработал текст».

Прогон


Дом актера — театр советских времен с Большим залом на 340 мест. Настоящая театральная сцена, правильная акустика и освещение — все это прекрасный опыт для стендап-комиков. Неудивительно, что помимо основного состава STAND-UP VRN сегодня будут выступать и приезжие ребята, они здесь чтобы рассказать свои шутки для большой аудитории.

За пару часов до концерта все комики в сборе. Каждый по-своему готовится к выступлению. Пока не подошли зрители, в их распоряжении весь второй этаж театра: холл, Большой зал и помещение за сценой. Перед выступлением у комиков прогон: Дима Шамаев проговаривает перед воображаемой аудиторией свой монолог, Алена Засульская (ее вы можете помнить по участию в «Открытом микрофоне» на ТНТ) сидит на диванчике в холле со списком тем.

Я не волнуюсь. Меня наоборот расслабляет атмосфера перед концертом

— с улыбкой опровергает мои догадки Алена.

Кто точно волнуется, так это Сергей Нерсесьян. Кажется, у него есть сомнения по поводу одной из шуток. Он повторяет ее много раз, а потом просит ребят помочь. В результате ее текст немного меняется и добавляется отыгрыш — движение, дополняющее создаваемый рассказом образ.

О прогоне рассказывает Дмитрий Шамаев: «Прогон — это повтор материала. Как в школе, когда ты перед уроком еще раз рассказываешь сам себе заученный стих. Вчера тоже был прогон. Мы собрались в квест-холле «Пуаро». Просто по очереди выступали друг перед другом и обменивались впечатлениями о материале: этот блок можно вот так разогнать, этот лучше убрать — слишком жестко».

Концерт


За полчаса до начала в холл начинают приходить зрители. Большинство приобрели электронные билеты через наш сайт, кто-то получил их через розыгрыш. Пробивать электронные билеты при помощи мобильного приложения — очень удобная штука. Даже когда на входе собралась небольшая толпа, мы (три человека, сканирующих коды) управились за несколько минут.

В этот вечер на сцену поднялись 12 комиков: восемь воронежцев и четверо приглашенных гостей. Поразило разнообразие стилей воронежских комиков — никто никому не подражает. В концерте участвовали три девушки — Соня Медовщикова, Настя Веневитина и Алена Засульская — и это довольно много для одного стендап-клуба. Приглашенные гости — Гарик Оганисян, Лавров и Марк Сергиенко — разрывали зал. Ведущий Никита Никитин, которому пришлось заменять Илью Колесникова, прекрасно справился со своей внезапной ролью. А ту шутку Нерсесьяна, которую изменили при мне, на удивление хорошо принял зритель.

Мне же больше всего хотелось услышать то самое выступление Димы, с которым он вышел самом начале своей стендап-карьеры: было интересно, не ждет ли его очередной провал с попыткой растянуть одну историю на целое выступление. Но он рассмешил зал уже с первых слов: высокий голос Димы немного контрастирует с его брутальной внешностью, что само по себе забавно. Дима это знает и умело использует.

После концерта мы с Димой отправляемся в книжный клуб «Петровский», чтобы записать интервью. Место выбрано неслучайно — именно здесь проходят регулярные концерты «Большой Stand up в Воронеже».


— Как прошел концерт?

— Хорошо, но были вещи, которыми я остался недоволен. Во-первых, зал был забит не полностью: в самом центре была небольшая залысина — примерно на трех рядах. Причем это стопудово проданные билеты. Просто люди не пришли. Во-вторых, я увидел, что несколько человек вышли из зала. Это были люди в возрасте. Извините, Ефима Шифрина у нас не было. И еще, все-таки некоторые ребята выступили не так хорошо, как хотелось бы. Но с этим ничего не поделаешь, так бывает.

— Расскажи, чем ты занимаешь в жизни?

— Я работаю пиарщиком в одной компании.

— Совмещаешь работу со стендапом?

— Да. Очень стараюсь совмещать. Конечно, и работа страдает, и стендап страдает, но по-другому никак, потому что нужно кормить семью, а стендап пока не позволяет это делать.

— Много времени на стендап уходит?

— Я каждый день что-то делаю. Если я не пишу, то рисую какой-то макет, договариваюсь с какой-то площадкой, пишу пост в группу.

— Группы в ВК тоже все на тебе?

— Да.

— На работе в курсе о твоем хобби?

— Да. Мы мою компанию даже прорекламировали со сцены как партнера концерта, хотя это и не так. Но должен же я для них что-то делать.

— Как ты начал заниматься стендапом?

— Я увидел в «Comedy Баттле» знакомых воронежских ребят: Сергея Нерсесьяна, который вчера выступал, и Илью Колесникова, сейчас он наш ведущий. Оба очень жестко слетели оттуда. Это было так стремно, и я подумал: «Я точно смогу не хуже». Буквально через неделю я написал Нерсесьяну, который организовывал открытый микрофон, и записался на выступление. Придумал историю про то, как я ходил в бордели — это же интересная история…

— То самое первое выступление, которое ты решил повторить?

— Да. Но я эту историю просто рассказал.

— Ты ее придумал или она реальная?

— Это реальная история, которая произошла в моей жизни в 2010 году. Я вышел и рассказал в тишину (история о том, как Дима участвовал в мероприятии организации «Стоп Бордель». Он посещал бордели со скрытой камерой, стараясь максимально подробно распросить об услугах — прим. ред.).

— Почему так?

— Я делал слишком большой упор на анал — думал, что это смешно. Придумал шутку, в которой я Супермен, у которого на шлеме написана буква «А» — но не Капитан Америка. Такое дерьмище было. Ну и плюс еще подача у меня была абсолютно неуверенная, чуть ли не до панической атаки доходило.

— И какие ощущения, когда впервые провалился перед публикой?

— Там был гонг. Три минуты выступления не смешно — звучит сигнал и ты уходишь. Но меня поддержал зритель, гонга не было и я просто довыступал. История была в принципе интересная, но абсолютно несмешная. Теперь я осмелился и переписал ее. Думаю, в этот раз она «зашла». Я доволен.

— Провал после первого выступления на открытом микрофоне тебя не остановил?

— После моего первого открытого микрофона ко мне подошел Сергей Нерсесьян и посоветовал почитать книгу Джуди Картер «Библия комедии», сказал, что она поможет. Я ее прочитал. В тот момент моя жена готовилась к родам, я за две недели написал про это стендап и пришел на следующий открытый микрофон. Это можно было назвать удачным выступлением: зал реагировал, хлопал, сопереживал. Потому что я вышел и сказал: «Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий. Буквально через несколько дней я стану отцом».

— И сорвал аплодисменты?

— Да, была положительная реакция: «Вау, это так мило!». Я написал довольно примитивные по построению шутки, используя советы из книги. Выступление «зашло», и этот наркотик подействовал на меня — я понял, что выступать очень прикольно, и это кайфово, когда зал смеется над тем, что ты говоришь.

— Что было дальше?

— Потом был период — примерно полгода — отвратительных выступлений. Я освоил этот уровень шуток, и подумал, что как-то так надо писать и обо всем остальном. Потом Саша Долгополов открыл в Воронеже школу стендапа и импровизации. Я туда пошел, позанимался два месяца, мне это очень сильно помогло.

Организация стендапа


— Как ты начал организовывать мероприятия?

— Я на некоторое время отошел от стендапа — ребенок, работа — а когда вернулся, обнаружил, что стендап в Воронеже организовывать больше некому. Прежний организатор ушел в политику. А ребята остались. Они собирали небольшой зал по 20 человек, брали за билеты по 100 рублей, а всю выручку отдавали заведению какого-то хрена. Я позвал ребят и предложил собирать «Петровский», как в старые добрые (мы до этого делали здесь концерты).

— Когда это было?

— В прошлом году, в феврале (2016 год, — прим. ред). Одной из первых я написал Насте Веневитиной. «Ты что? Это же надо собрать 100 человек — где мы их возьмем? Билеты нужно печатать. У нас же нет Саши Долгополова, он уезжает в Москву». Вчера мы выступили в Доме актера — зал на 300 человек. Две недели назад Настя Веневитина выходила разогревать перед концертом Каргинова в зале на 800 человек. Я ей напоминаю — мы ржем.

— Вспомни свое первое стендап-мероприятие в качестве организатора.

— Это был обычный открытый микрофон. Довольно много комиков — больше 10 — из них несколько приезжих. Много зрителей, больше 30 точно. Это был хороший, качественный открытый микрофон. В баре.

— Понял, что сразу начало получаться?

— Да нет, я знал, что у меня открытый микрофон получится. Я понимал, что это гораздо проще, чем в 23 года организовывать форум на 400 человек.

— Тебе в организации выступлений помогают профессиональные навыки пиара?

— Что такое пиар, определяет собственник компании. В данный момент я только пишу тексты — статьи в разные журналы. Помогает другое. В своем стендап-монологе, если помнишь, я рассказывал о своем участии в движении «Наши», в котором я был активистом, плотно занимался направлением массовых акций. Мы каждый месяц организовывали по четыре мероприятия, и это была очень хорошая школа. В основном мероприятия были политическими — пикеты, митинги, форумы. Основной комплекс понятий о том, как организовывать мероприятия, я получил именно оттуда. Я окончил ВУЗ по специальности PR, меня там ничему не научили. А там я получил настоящие знания и прошел настоящую школу организации мероприятий. Невзирая на политические моменты, я могу сказать, что в 21 год я очень хорошо делал мероприятия.

— Зал Дома актера вам предоставили в аренду?

— Да.

— Они спросили, что там будет за мероприятие? Какие у них критерии?

— Да, спрашивают. Я не знаю, наверное, чтобы не было на сцене откровенной вакханалии. Я им говорю: будет юмористический концерт. Потому что, если бы я сказал про стендап, у них бы возникло еще 10 вопросов — в том числе, не вакханалия ли это. Хотя звуковик нас сразу вспомнил: «А, это те, у кого мат в прошлый раз стоял!».

— Кто тебе помогал организовывать концерт?

— Все сам.

— А кто занимался светом и звуком?

— Настраивал все работник Дома актеров. 1000 рублей я заплатил за свет и столько же за звук. Но во время концерта на звуке сидел наш чувак — Илюха. Он с нами начинал стендапить, занимался со мной в школе стендапа и импровизации. Расскажу, как он однажды объявил мое выступление. Вел открытый микрофон и немножко поддал. Любит это делать. Люди в заведении скучают — открытый микрофон.

У вас такие лица тяжелые. Хочется нассать вам всем на лица… А следующий выступающий — Дмитрий Шамаев!

Это было самое гениальное объявление.

О деньгах, корпоративах и приглашенных комиках


— Местным комикам стендап какие-то деньги приносит?

— Приносит, но минимальные. Иногда нас приглашают на корпоративы — например, на Новый год нас пригласили, мы неплохо заработали. Делали весь новогодний корпоратив в формате Stand-up. Приехали четыре комика, выступили по 15-20 минут, и нам за корпоратив заплатили 40 тысяч рублей. Было неплохо.

— Это же большой риск. Стендап — не тот формат, который хорош на любую публику и в любой ситуации?

— Мы очень сильно переживали, что ничего не «зайдет» и люди будут тупить. Компания занимается поставкой ремонтных комплектов для медицинского оборудования — сугубо техническая тема. Мы выступали просто перед большим столом, который они накрыли прямо в офисе. Они праздновали, кушали, а мы — выступали со стендапом. Они были очень рады, приходили потом к нам сюда в «Петровский Пассаж» и в Дом актера в декабре приходили.

Но был и провальный опыт. Нас пригласили в очень дорогой ресторан: одна компания решила своим партнерам подарить стендап. Я немного испугался и пригласил ребят посильнее. Все было провально. Самая главная ошибка — мы вышли на третий час корпоратива, когда все уже были пьяные. Они через сцену, где выступали наши ребята, ходили курить. Одному кричали «Заткнись!», другого — послали. Комики отработали в тишину.

Корпоратив — это тема чисто денег поднять. Это не творчество или даже не обкатка материала. Если людям не интересно, с этим ничего не поделаешь

— На концерте в Доме актера были и гости из других городов. Как они попали к вам на сцену?

— Есть у нас Соня Медовщикова, которая была в «Comedy Баттле», и у нее есть одно уникальное качество — она очень легко располагает к себе людей. Это ее друзья, они очень хорошо общаются. Мы как-то решили, что будет здорово, если мы наши выступления будем разбавлять приглашенными гостями. Некоторые из них и раньше приезжали, и в этот раз попросились выступить. Мы рады этому невероятно. Это круто для воронежского зрителя, они крутые комики.

— Почему в Воронеже так много комиков, начиная с Руслана Белого и Юли Ахмедовой и заканчивая теми, кто выступал в Доме актера?

— Можно было бы ответить, так: Воронеж это тот город, в котором ты смотришь на все, что происходит, с юмором, любо, нахрен, сдохнешь. Но все города такие, кроме Москвы и Питера. Поэтому я думаю, что дело в Нововоронежской АЭС, которая находится в 30 км от города. Это радиация.

— Поэтому Воронеж — столица стендапа?

— Я думаю, его так называют только из-за Белого и Ахмедовой. Они из Воронежа и организовали проект StandUp, который является стержневым в России сейчас.

О планах на будущее


— В Питер на стендап-фестваль едете?

— Да!

— Что там будете делать? Какие ожидания?

— У нас два концерта, открытые микрофоны. Будем тусить, кайфовать, выступать — где и когда только можно. Хочется общения и обмена энергией. Там не будет нервов и соревновательного момента, как на кастинге. Они там анонсируют, что мы сможем что-то заработать. Я категорически в это не верю. Я прикинул, сколько примерно в эти бары может прийти народу, посчитал и понял, что за концерт каждый из нас получит максимум штукарь. Но я и не жду заработка от этой поездки.

— Штукарь — это мало?

— Конечно, мало. Мы-то 15 тратим. Хотя это по-божески, и я не верю, что так мало потратим. Сейчас приедем и понесется…

— А в Москву, на «Инди-Комиков-2017» поедете?

— Тоже поедем, наверное.

— Были в прошлом году?

— Ты что! Мы завоевали приз лучшего стендап-города!

— Вот поэтому вы и столица стендапа!

— Какие планы на будущее у STAND-UP VRN?

— У нас в планах сделать серию сольников сборных: например, одни девчонки — по 20-30 минут у каждой. Сделать целый месяц таких концертов. Снова Дом актера мы будем собирать, скорее всего, в сентябре. В Новый год, может, замахнемся на 800 зрителей, а может, опять сделаем концерт в Доме актера.

Билеты на стендап в Москве!

Женский StandUp концерт в Hidden Bar
Билеты
от 900 ₽
Женский StandUp концерт в Hidden Bar
Hidden Bar    Москва
20 апреля 2024 + еще 2
Евгений Хоньяков. Stand Up концерт
Билеты
от 500 ₽
Большой Stand-Up концерт от четырёх тайных комиков
Билеты
от 1290 ₽
Новый Микрофон от LiteStandUp
Билеты
от 100 ₽
Новый Микрофон от LiteStandUp
бар «Концерт»    Москва
24 апреля 2024
Стендап-концерт Дмитрия Коваля
Билеты
от 1000 ₽
СЪЕМКА
Глаз народа
Билеты
от 500 ₽
Глаз народа
Stand-Up Club #1    Москва
26 апреля 2024
Новое Стендап Шоу
Билеты
от 500 ₽
Новое Стендап Шоу
Гастропаб "Гаражане"    Москва
27 апреля 2024 + еще 1
Open mic: опытные комики в кафе "Red Brick"
Билеты
от 450 ₽
Open mic: опытные комики в кафе "Red Brick"
Кафе "Red Brick"    Москва
27 апреля 2024
Стендап-концерт Инги Стоколяс
Билеты
от 1100 ₽
Перейти в афишу Москвы