Екатеринбург
назад к статьям

Moscow Improv Club: как перестать бояться и начать шутить (по сценарию и без)

9 декабря 2025
Moscow Improv Club: как перестать бояться и начать шутить (по сценарию и без)
Что такое импровизация? Чем она отличается от стендапа? Почему люди приходят учиться на курсы по импровизации и стендапу? На все эти вопросы ответим в материале про Moscow Improv Club: школу, сценическую площадку и комьюнити, где к комедии подходят серьезно.

Подписывайся на наш телеграм-канал — там удобнее всего следить за новостями и новыми материалами.


Мы спросили об этом Дину Майлд, основательницу Moscow Improv Club (MIC).

Импровизация (импров) — это театральное искусство, в котором спектакль создаётся прямо на глазах у зрителя, без заранее написанного сценария и договорённостей между артистами. Всё, что происходит на сцене — персонажи, сюжет, повороты, шутки — рождается «здесь и сейчас», часто из одного предложения из зала.
Комедийная импровизация (то, чему учим мы) — направление в импрове, в котором фокус на юморе. Специфика здесь в том, чтобы уметь находить странное, смешное в моменте и разворачивать это в комедийную сцену. Мы учим развивать этот навык, который потом можно применять, кстати, и в стендапе тоже, например, в импровизации со зрителями.
Дина Майлд

Принцип «здесь и сейчас» — ключевое отличие импровизации от стендапа, где материал готовится и оттачивается заранее. В MIC есть два направления, развивающих оба этих комедийных формата.

Школа Импровизации

MIC обучает импровизации с 2015 года. Изначально занятия проходили только на английском с приглашёнными преподавателями из Франции, Австралии, Канады и других стран. Сегодня школа предлагает систему обучения для всех уровней: от вводных мастер-классов до продвинутых курсов по короткой и длинной форме, а также специализированные программы вроде рэп-фристайла.


Фото: сайт MIC

Школа помогает развить скорость мышления, креативность, воображение и уверенность. Судя по отзывам, люди приходят со страхом сцены или трудностями в общении, а выходят раскрепощёнными. Импровизация помогает выйти из рутины и потратить энергию на творчество, а не на тревогу.

Многие приходят не за возможной медийностью, а за развитием гибкости мышления, умением реагировать на неожиданные ситуации, свободой самовыражения. Эти навыки прекрасно работают в жизни: в общении, в работе, на сцене и вне её. Мы учим тому, как «переключать мозг» в импровизационный режим — быть внимательным, быстрым, открытым и устойчивым к неопределённости.
Дина Майлд о том, зачем люди приходят учиться импровизации

Сейчас в школе импровизации преподают опытные импровизаторы и концертирующие комики с разнообразным бэкграундом: от участия в фестивалях (MIF, BRIF, PIF, Панчлайн) и проектах вроде Roast Battle до опыта в театре, кино и даже подростковой психологии.


Шутка ли, объясняют, что значит быть водой.

Помимо учёбы, для практики проходят еженедельные импров-джемы, а для зрителей — различные шоу. Следить за событиями можно в афише по фильтру «импровизация».

Школа Стендапа

Школа стендапа в MIC — это место, где Борис Зелигер, Лиза Найден, Алексей Кузнецов и другие опытные комики учат писать шутки и готовиться к выходу на сцену. Для начинающих комиков проводятся курсы и организуются открытые микрофоны. Курсы помогают найти свои темы, понять механику шуток, разгона и сборки материала, а также научиться работать с залом. Кроме курсов MIC предлагает поддержку комикам. Например, в проекте Noname они рассказали о неизвестных или малоизвестных, но талантливых комиках, которые строят стендап-карьеру.

Следить за стендапом от MIC можно в афише по фильтру «открытый микрофон».

Свои вопросы про школу стендапа мы задали Борису Зелигеру.

— Вы советуете на дебют собрать группу поддержки, чтобы «первое выступление было победой». Но не создаст ли первое выступление на лояльную аудиторию ловушку нереалистичных ожиданий на следующие выступления?

— Конечно, друзья в зале делают аудиторию лояльнее. Но первый выход на сцену — это и так колоссальный стресс. Если знать, что в зале есть пара друзей, которые точно поддержат, этот стресс можно чуть снизить. Да, потом, без этой поддержки, будет сложнее. Возможно, даже случится разочарование. Но оно не сравнится с разочарованием от того, что ты в первый раз собрал всю волю в кулак, вышел на сцену — и провалился.

Я считаю, что важно, чтобы первое выступление прошло хотя бы не провально. Думаю, во многом ради этого люди и идут в стендап-школы — чтобы первый опыт не был совсем уж неудачным.
Борис Зелигер о том, зачем люди приходят учиться стендапу

— Что первично — уникальность комика (его comedy voice) или качественный материал?

— Естественно, симбиоз. Это как спрашивать, что важнее — талант или трудолюбие. Идеально, когда есть и то, и другое. Если комик — крутой текстовик с хорошими шутками, но без яркого комедийного голоса, он станет достойным ремесленником. Но гениальным комиком — вряд ли. Если же у человека невероятная харизма и самобытность, но абсолютно отвратительный материал, он, может, и выстрелит на время, но в долгую это не сработает.


Фото: Выпускной стендап курса 10.11.2025

При этом материал точно важнее на первых этапах. Его написание — процесс более механический, алгоритмический. А вот свой comedy voice глобально находится только с опытом: через выступления, анализ реакций, поиск своих приемов. Поэтому сначала надо работать над материалом.

— Нужно ли стараться найти смешное, даже если смешного (относительно твоего чувства юмора) нет?

— Вообще-то говоря, заход сам по себе не обязательно должен быть смешным. Можно поднимать абсолютно серьезную, волнующую тему. А потом в своих рассуждениях найти в ней парадокс или что-то смешное.

Стендап — это не только про поиск смешного. Это про поиск всех тех эмоций, о которых писала Джуди Картер: странного, глупого, бесящего. Надо искать яркие эмоции, а уж потом, исходя из своей логики и чувства юмора, находить в них смех. И чем сложнее тема, тем больше мастерство потребуется, чтобы его найти.