Президент сказал: «Слишком много веселитесь». Интервью с белорусскими комиками

25 июня 2017 г.

Президент сказал: «Слишком много веселитесь». Интервью с белорусскими комиками
Продолжаем рассказывать о прошедшем в Питере стендап-фестивале через мнение участвовавших в нем комиков. На сей раз — представители белорусского стендап-клуба.

Корреспонденты GoStandUp Вячеслав Протасов и Сергей Авласко побывали на Большом стендапе белорусских комиков, проходившем в рамках стендап-фестиваля в Санкт-Петербурге. Мы узнали мнение белорусов о том, что происходило в эти дни в Питере и том, как обстоят дела со стендап-комедией в Беларуси.

Действующие лица — участники минского объединения Stand-Up Union:
— Юрий Кирдун;
— Сергей Горох;
— Андрей Шумилов;
— Макс Заяц;
— Евгений Буракевич.

О фестивале


— Расскажите почему решили поехать на этот фестиваль?

Сергей Горох: Я приехал в первую очередь потому, что никогда не был в Питере. Я, скорее, здесь больше ради города, чем ради стендапа. Но я, конечно, понимал и что буду выступать.

Юрий Кирдун: Было интересно посмотреть то, как организован фестиваль. Первый раз, по-моему, такое происходит: куча открытых микрофонов и каждое стендап-объединение из городов имеет свои площадки, где выступают. Хотелось посмотреть, как это все будет.

— Какие впечатления?

Юрий Кирдун: Мне очень понравилось. На самом деле, именно такой формат — это здорово. Самый большой нюанс — люди. И здесь тоже надо над этим работать стендап-клубам, которые выступают в том или ином месте. Если бы было чуть больше зрителей, было идеально. А так, это ощущение, когда ты перебегаешь из одного места в другое, ищешь на карте — какой-то азарт, очень клево.

Андрей Шумилов: На третий день фестиваля мы понимаем, что если бы мы были перемешаны с какими-то другими участниками фестиваля, было прикольней. Потому что мы все (белорусские комики — прим. ред.) друг друга уже хорошо знаем — и лично, и материал. Хочется просто посмотреть на остальных.

Юрий Кирдун: Самый главный нюанс всего этого формата — это то, что есть очень много интересных комиков, которых мы бы хотели посмотреть вживую.

— Но ведь есть открытые микрофоны: одни ребята идут в один бар, другие в другой.

Юрий Кирдун: Это немножко другая история — открытый микрофон это не шоу.

Андрей Шумилов: Да, интереснее было бы посмотреть на других в шоу конкретно.

— Получается, что вы выступаете и не видите других?

Юрий Кирдун: Да. А хотелось бы. На открытых микрофонах немного видели разных ребят — например, ребят из московского стендап-клуба. Они вообще делают хитро: приходят в одно место, вклиниваются в программу, выступают и сразу бегут в другое место, в третье. Мне Саша Малой сказал, что, по-моему, пять раз так за вечер выступил.

Сергей Горох: В Минске у нас нет такой возможности, можно выступить максимум два раза в день. А здесь, если очень захотеть, можно, оказывается, и пять раз выступить.

— Вы просто привезли свой стендап-клуб сюда, в Питер, и показываете то же самое, что и в Минске?

Юрий Кирдун: Мы собрали участников объединения Stand-Up Union и презентуем здесь нашу лучшую программу. Но, понятное дело, немного адаптировали шутки, юмор под Санкт-Петербург, Россию. Хотя иногда проскакивают шутки на белорусские темы, которые не всегда понятны.

— Вам не показалось, что что-то не заходит по каким-то причинам?

Юрий Кирдун: Это вопрос, скорее, нашей подготовки. Условно говоря, «плохой район в Минске» нужно было поменять на «плохой район в Санкт-Петербурге».

Андрей Шумилов: Есть шутки, которые не заходят, но я на сто процентов знаю, что они смешные. Это уже вопрос ко мне: может, не в то время и не в том месте эта шутка стоит. Опять же, это очень хороший опыт. Мы живем в другой стране и, приезжая сюда, очень прикольно понимать, какие шутки у тебя работают, а какие мимо. Есть внутренняя конъюнктура, есть внутренний зритель — у нас свой.

Сергей Горох: У меня наоборот — есть такие вещи, которые работают в России, но не работают в Беларуси. Хотя я писал их, будучи в Минске и для Минска.

— Значит, есть разница между зрителями?

Юрий Кирдун: Вопрос именно в темах. Просто информационный контекст немножко другой. Есть какие-то темы, которые в Беларуси нам намного ближе, а здесь людям нет дела до этого.

— Вы были на многих фестивалях в СНГ. Можете сравнить?

Юрий Кирдун: Я сразу могу для себя отметить количество площадок и вот эта какая-то суета от того, что ты выступил, побежал в другое место... Очень крутые afterparty: я кайфанул от того, что крутейшие группы играют. В Минске такую группу редко где услышишь в заведениях.

Андрей Шумилов: Либо за очень большие деньги.

Евгений Буракевич: Самое большое отличие этого фестиваля в том, что у всех есть возможность выступать и реализовываться вне зависимости опыта или регалий. Даже если ты новичок. У других фестивалей именно такая система: приезжаешь на три дня, выступаешь две-три минуты — и все. А здесь ты приедешь на три дня, и можешь, грубо говоря, выступить 10 раз за это время. И все выступают вечером — на реальных зрителей.

Макс Заяц: Один из плюсов в том, что можно заработать бабки, если постараться. Ни на одном фестивале такого не было. Выигрываешь открытый микрофон — получаешь деньги. Потом получаешь за концерты какие-то гонорары, если пришли люди. Опять же, ты можешь сам постараться и привести людей, если поднажать.

  • GoStandUp: мы встретились с ребятами сразу после их концерта. Для них это был уже третий день выступлений на фестивале. Как полноценный стендап-клуб, Stand-Up Union получил право на Большие концерты, где они выступали в полном составе.

О деньгах и зрителях


— Сколько людей примерно приходит к вам на Большой стендап и сколько вы на этих выступлениях заработали?

Макс Заяц: В первый день мы выступали в PINCH — заведении, в которое на стендап конкретно пришло человека два, но там было битком из-за того, что оно просто популярно.

— Битком тех, кто не платил за билеты на стендап?

Макс Заяц: Да.

Андрей Шумилов: Заходили люди, им говорили: у нас сегодня стендап — 500 р. Они разворачивались и уходили. Потом мы узнали, что их можно и оставлять. На второй день было уже по-другому. Поначалу было мало людей, но мы начали выступать, и люди как-то потянулись.

Сергей Горох: Мы вышли на улицу и зазывали бесплатно.

Макс Заяц: А в конце поставили стаканчик, и нам накидали. Мы вчера эту штуку впервые сделали.

Вчера в стаканчик 4000 рублей насобирали, сегодня — 6400. Из них 6000 нам просто положил солидный мужчина в дорогом пиджаке. Сказал: «Побухайте как следует». Это было приятно

— Юрий Кирдун.

Андрей Шумилов: Мы в Минске пробовали ставить стакан, чтобы люди добровольно оставляли какую-то денежку, может быть, один раз, но у нас с этим все очень сложно. Я могу предположить, что на больших концертах, которые сейчас проходят на стендап-фестивале, где есть некий хедлайнер, и если они ставят стакан, то там пацаны могут в плюсе оставаться.

— Сколько комики зарабатывают на мероприятиях в Минске?

Андрей Шумилов: В Минске по субботам Импровизация оплачиваемая. Каждый участник получает 15 долларов за выступление. Там бесплатный вход. Еще у нас отчетная вечеринка по воскресеньям в этом же клубе.

Юрий Кирдун: Там все зависит от количества проданных билетов. От 20 до 40 долларов (по большим праздникам).

Андрей Шумилов: Были времена, когда по 70 получали.

Макс Заяц: По плюсам, которые вынесли с фестиваля для себя — стаканчик, в который зрители могут складывать деньги. В Минске у нас импровизация с бесплатным входом, там всегда биток — человек 100. Я сделал бы сейчас так же.

  • GoStandUp: За день до этого мы побывали на Большом стендапе в «Синем Пушкине», где вперемешку выступали комики из разных городов. На входе мы встретили Сашу Малого из московского стендап-клуба, который раздавал прохожим листовки фестиваля и звал на вот-вот начинающийся стендап. Зрителей в итоге было чуть больше десятка. Немного зрителей было и в этот вечер, но, как оказалось, фишку с раздачей листовок комики из Беларуси тоже оценили.

По-другому ты не наведешь людей. У нас сегодня третий концерт, и только в этот раз мы не ходили с листовками

— Макс Заяц.

Юрий Кирдун: Самый главный плюс этого фестиваля, за что очень переживают все комики — возможность заработать деньги. Пусть небольшие, но это очень круто. Вплоть до того, что можно отбить дорогу. Второе — это количество площадок. То количество мест, где можно выступать.

Сергей Горох: Для стендап-комика это один из важных моментов.

Андрей Шумилов: Опять же, было бы круто, если бы мы все были перемешаны. Мы прекрасно знаем, что какие-то имена указываются в афише — например, Антон Борисов, Илья Соболев из «Comedy» — понятное дело, что людей собирается очень много, и комики, которые выступают рядом с ними, они в выигрышном положении оказываются. Понятное дело, что тут нас никто и не знает, но было бы круто, если бы нам в дальнейшем дали возможность выступать постоянно.

Сергей Горох: Было бы круто, каждого хедлайнера засунуть по разным площадкам.

О стендапе в Беларуси


— Сейчас столько стендап-фестивалей — это такая фишечка — когда вы свой сделаете?

Юрий Кирдун: Я знаю, что были разговоры об этом где-то в курилке: круто было бы сделать фестиваль. Но каких-то конкретных действий пока еще не было. Мысль есть, она обсуждается, это вопрос времени.

Андрей Шумилов: Во-первых, нужно понять, по какой схеме его делать. Вряд ли получится сделать по схеме того же Питера — у нас не будет столько площадок и людей, особенно в будни.

Сергей Горох: У нас на стендап ходят в основном одни и те же люди.

Андрей Шумилов: Может быть, это будет с каким-то соревновательным моментом и концертом в конце финальным.

Евгений Буракевич: В любом случае каждый фестиваль должен какие-то задачи и цели ставить, и для Минска нужно еще подумать, как их сформулировать. Чтобы это не было фестивалем ради фестиваля, а чтобы это было для стимулирования движения, для развития его. К этому надо прийти. Он состоится, когда будет необходим.

Сергей Горох: Еще интересно расширить географию — я думаю, немногие люди из России выступали в Беларуси.

Может быть, это будет наша фишка — не делать фестиваль

— Андрей Шумилов.

Сергей Горох: Такая фишка существует у очень многих городов.

— Год назад мы брали у вас интервью, и было такое мнение, что стендап даже не в зародыше, а в молекуле, которая когда-то превратится в сперматозоид. Что-нибудь изменилось в индустрии стендапа в СНГ и Беларуси в частности за прошедший год?

Сергей Горох: Мне по этому поводу больше нравится другая цитата: «Мы навоз — которым удобряют землю, на которой когда-то вырастут цветы».

Андрей Шумилов: Наш белорусский клуб расширяется за счет того, что мы открыты к новым людям в стране. К нам постоянно приходят новые участники, я думаю, люди будут еще приходить. Всех стендаперов Минска мы знаем, вопрос опять же в частоте выступлений. Мы этим занимаемся постоянно: куда-то ездим, выступаем, в том числе на фестивали. Мы расширяемся. Плюс у нас пошли уже выступления за деньги, в других городах Беларуси нас уже знают.

Юрий Кирдун: Первое, что в Беларуси произошло за это время: в областных городах сформировались не то чтобы клубы, но какой-то костяк организаторов и площадок, которые проводят стендап-мероприятия. И второй момент: значительно расширилась география наших выступлений. Мы поездили по Украине, выступили в разных городах — в Одессе, во Львове, у нас регулярные выступления в Прибалтике — Вильнюс, Рига, Таллин, Юрмала, Вентспилс. То есть, мы регулярно ездим по Беларуси и ближнему зарубежью. И минимальные какие-то деньги за это платят.

— Почему в Беларуси нет стендапа по телевизору?

Андрей Шумилов: Раньше у нас был белорусский «Comedy Club». Людям показывали неприятные жесты, когда узнавали их. Для зрителя это все было нафталиновое, украденное из России. Наверное, до сих пор такое отношение есть. Плюс на нашем телевидении не особо много денег, и его не смотрит та аудитория, которая в основном ходит на наш стендап.

Макс Заяц: Мы ведь года полтора назад сняли пилот, который получился неплохо, была крутая картинка, реально клево снято, мы просматривали было круто. И когда стоял вопрос, на какой канал этот пилот пойдет, режиссер, который это снимал, получил свыше ответ, что президент сказал: «Слишком много веселитесь». Типа не должно быть еще какого-то развлекательного контента.

Сергей Горох: Каналы государственные, а не частные, и контент им не подходит такой.

Билеты на стендап в Москве!

Open mic: опытные комики в кафе-баре "RA'MEN"
Билеты
от 450 ₽
Open mic: опытные комики в кафе-баре "RA'MEN"
Кафе-бар "RA'MEN"    Москва
8 мая 2024 + еще 3
Stand Up | Секретный состав
Билеты
от 750 ₽
Stand Up | Секретный состав
Standup Brothers    Москва
9 мая 2024 + еще 3
Новый Микрофон от LiteStandUp
Билеты
от 100 ₽
Новый Микрофон от LiteStandUp
Стейк & Бургер Мираторг    Москва
10 мая 2024
Сольный стендап-концерт Гурама Амаряна
Билеты
от 2400 ₽
Вечера комедии
Билеты
от 800 ₽
Вечера комедии
Stand-Up Club #1    Москва
11 мая 2024 + еще 2
Open mic: опытные комики в Баре "Мунк"
Билеты
от 450 ₽
Open mic: опытные комики в Баре "Мунк"
Бар "Мунк"    Москва
14 мая 2024 + еще 2
Стендап-концерт Севы Ловкачёва
Билеты
от 1000 ₽
Перейти в афишу Москвы