На канале Stand-Up Club #1 — 1 млн подписчиков. С него началась профессиональная комедия в российском ютубе

30 ноября 2021 г.

На канале Stand-Up Club #1 — 1 млн подписчиков. С него началась профессиональная комедия в российском ютубе
Вспоминаем, как развивался канал и пересматриваем старые шоу.

На днях ютуб-канал московского Stand-up Club #1 перешел важную отметку — 1 млн подписчиков.

Последние три года канал растет примерно на 300 тыс. подписчиков в год:

  • Ноябрь 2020 — 711 тыс.
  • Ноябрь 2019 — 417 тыс.
  • Декабрь 2018 — 172 тыс.

В российском ютубе много каналов (в том числе и комедийных) с большим числом подписчиков, но у них обычно больше ресурсов и другая стратегия. Канал Stand-Up Club #1 вырос до миллиона без коллабораций со звездами и известными ютуберами — с нуля. Несколько лет назад этих комиков почти никто не знал.

Например, канал Labelcom (7,1 млн подписчиков) начал быстро расти после запуска «ЧБД» — шоу, где изначально сидели известные комики (Сабуров, Щербаков, «Лена Кука»), а в гостях — только звезды. Когда Stand-Up Club #1 делал свой «вечервечер», самыми известными гостями были Валерий Сюткин, Кравц и Группа «Хлеб» (сейчас этот проект наверняка бы выстрелил, но в 2015-2016 годах явно был слишком передовым для ютуба).

Плюс канал все-таки не главная работа комиков. 1 млн верных поклонников на ютубе — это аудитория на живых концертах в клубе на Новом Арбате и в турах комиков по России и другим странам. С этой точки зрения цифра очень большая.

Главный вклад канала Stand-Up Club #1 в том, что они на своем примере показали, как делать профессиональную комедию на ютубе. До них здесь ее по сути, не было. Канал пробовал разные форматы, пока не понял, как делать правильно. К нынешнему миллиону подписчиков ребята шли больше 6 лет.


Как все начиналось (задолго до ютуб-канала)


Перенесемся почти на десять лет назад. В 2012 году в Москве существует несколько тусовок комиков, которые выступают в новом жанре. Одна из них — «Stand-up Проект» с Эльдаром Гусейновым и Вовой Бухаровым в качестве организаторов. Мечта — популяризировать жанр и ворваться с ним на ТВ.

Произошло это довольно быстро, но без участия Эла и Вовы. В том же 2012 году в новый проект на ТНТ позвали весь костяк — самых известных и опытных комиков «Stand-up Проекта»: Дмитрия Романова, Славу Комиссаренко, Руслана Белого, Александра Шаляпина и других.

Через некоторое время Бухаров и Гусейнов начали все сначала. Образовался новый костяк молодых комиков: Саша Малой, Алексей Квашонкин, Марат Секаев, Виталий Коломиец, Костя Пушкин, Артур Чапарян и Идрак Мирзализаде. Будущие звезды канала клуба, но тогда — почти никому не известные.

В 2015 году открыли Stand-up Club #1 — место, где каждый вечер проходят стендап-шоу, большинство из которых платные. Новый Арбат, 21 — самый центр Москвы, и чтобы проект отбивался, комики на афише должны быть известными. Планы были грандиозными, клубе должны были выступать комики, которые уже много лет были участниками «Stand-up Проекта» и уже стали резидентами шоу StandUp на ТНТ.

Через две недели после открытия клуба организаторам сообщили, что комики с канала ТНТ больше не могут выступать на его сцене. Это был настоящий удар, пришлось отменять анонсированные концерты, а клуб остался без основного состава. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.

Stand-up Club #1 оказался в тяжелом положении. Ниша на ТВ на ближайшие годы занята. Комики есть, но до известности ТНТшных им еще бесконечно далеко. Для массового зрителя настоящий стендап — в телевизоре. Набиравший тогда обороты ютуб оказался единственным способом популяризировать клуб и его лица.


Первые шаги: «вечервечер», это скорее теннисный матч


Активная деятельность на ютуб-канале началась с открытием клуба. В начале это были промо-ролики и небольшие нарезки с Сашей Малым, который подходил к гостям на первых вечеринках.

Первым полноценным форматом на канале стал «вечервечер», очень похожий на шоу «Между двумя папоротниками с Заком Галифианакисом». Всего у проекта было два сезона. Его вели Идрак Мирзализаде и Артур Чапарян, в гости приходили звезды, которые попадали в неловкие ситуации, а в рубриках появлялись Алексей Щербаков и Ваня Усович. Обидно, что проект не стал популярным. Но комиков тогда почти никто не знал, звезды были не самыми звездными, а формат – не для широкой публики ютуба.

Также в это время появляются нарезки из прообраза будущего популярного шоу на канале клуба — «Самый умный комик» — под названием QI (существует одноименное британское шоу, которое, очевидно, и послужило референсом). Пройдет несколько лет, прежде чем «СУК» станет регулярным форматом на канале.

Скетчи – отдельная фишка клуба в тот момент. 15-секундные ролики выходили и на других каналах комиков, связанных с клубом – «Главные герои», «Смертоносные гадюки» («Артур, Идрак, Ваня»). Но в 2015-2016 годах время коротких роликов (вайнов) как будто бы уже прошло, особенно на ютубе. Сейчас – наоборт, они могли бы хорошо зайти в TikTok. Всего в плейлисте на канале Stand-up Club #1 - 57 скетчей и один большой сет.

Был на канале и стендап. В 2015-2016 годах вышло больше 30 отдельных монологов резидентов клуба. Сейчас в плейлисте доступно 15. Первый сольник появился уже в 2015 году. Это был концерт «27 минут стендапа» Идрака Мирзализаде. В 2016-м вышел спешл Кости Пушкина. Всего же в плейлисте — 13 сольных концертов. Так канал стендап-клуба стал первым в российском ютубе, где независимые комики смогли выпускать довольно успешные сольники. Здесь можно посмотреть концерты Саши Долгополова, Алексея Квашонкина, Сергея Орлова, Гарика Оганисяна, Кирилла Селегея, Саши Малого и других комиков, связанных с клубом.


Последняя попытка попасть на ТВ: стендап на Paramount Comedy


Канал Stand-Up Club #1 в первые годы своего существования — это во многом попытка создать альтернативу телевизионному стендапу, который тогда олицетворяло шоу StandUp на ТНТ.

Почему же тогда комики, которые не хотели идти на ТНТ, сразу не начали делать свое шоу — только на ютубе?

С одной стороны: у вас есть клуб, в котором десятки комиков каждую неделю выступают со своим стендапом. Это эксклюзивный и целевой контент, которым логичнее всего продвигать площадку. Люди находят вас в ютубе, подписываются и ждут новых выпусков. Канал растет, комики становятся известнее.

С другой: для любого комика 5-7 минут материала (стандартное выступление на стендап-шоу) — это несколько месяцев работы. Если слить выступление в интернет — нечего будет показывать на платных шоу. Привлекать зрителей в клуб тем же материалом, который вы показываете в ютубе — так себе идея.

Комики берегли свой «бест», в надежде, что когда-то смогут показать его по телевизору, получить за него гонорар и известность. Поэтому отснятого стендапа выходило на канале крайне мало.

В 2016 году клуб договорился с каналом Paramount Comedy о совместном проекте — полноценном стендап-шоу. Это было первое шоу телеканала, снятое в России, а для комиков клуба — шанс засветиться в телевизоре.

Казалось бы, комики наконец получили эфиры, а у Stand-Up Club #1 появилось собственное телевизионное шоу. Да еще и на канале Paramount Comedy — российской версии Comedy Central. Это выглядело как большая удача и только первый шаг. Но проект просуществовал всего два сезона, а дальнейших шоу не последовало. У Paramount Comedy совсем не та аудитория в России, да и как раз в это время стало понятно, что телик теряет свое влияние.

Позднее полные выпуски и отдельные монологи с «Парамаунта» загрузили на канал клуба — они и сейчас там есть, у некоторых неплохие просмотры.


Собственные проекты комиков


В 2016 и 2017 годах на канале выходило сразу несколько собственных проектов комиков. Возможно, таким образом клуб продвигал отдельные лица, используя понятный на тот момент для ютуба формат — влоги.

Дима Коваль выпускал «Коваль-блог» — который показывал внутреннюю кухню стендап-клуба и жизнь комиков. Все серии здесь.

Тимур Джанкёзов делал проект «Неделя без шуток». «Буду показывать вам мир стендап-комедии в не телика. Как люди проверяют материал, как ходят по опен-майкам; их боль, когда у них не заходят шутки», – описывал свой проект Тимур.


Все изменило шоу «Порараз бирацца»


20 марта 2017 года вышел первый выпуск нового шоу «Порараз Бирацца». Это первый по-настоящему успешный формат, который привел новую аудиторию и сделал известными его участников (в большей степени Сашу Долгополова). О том, чем было круто шоу, можно почитать в нашем материале: «За что мы любим „Порараз Бирацца“».

К сожалению, на данный момент на канале доступен всего один выпуск шоу «Порараз Бирацца» (всего их было около 50). Эпизоды скрыли после того, как Владимир Соловьев в своей программе «Полный контакт» обратил внимание на эпизод из Минска. Подробнее мы писали об этом здесь.

Впрочем, Вова Бухаров не согласен с тем, что «Порараз» сильно повлиял на канал клуба.

Я думаю, ничего не изменилось — это эффект накапливания. Когда ты заходишь на любой ютуб-канал, ты хочешь полистать, что там еще было. И вот в какой-то момент мы стали уже тем каналом — можно было посидеть и залипнуть. Мы старались выпускать видео раз в неделю

— говорил Вова Бухаров в одном из интервью.

Отчасти с ним можно согласиться. После закрытия «Порараза» канал продолжил жить своей жизнью, рост остался прежним. Но очевидно, что успех хорошо снятого импровизационного шоу на ютубе (с участием профессиональных комиков) показал, куда надо двигаться, не только каналу клуба, но и другим комикам и объединениям.


Другие крутые проекты (некоторых нам не хватает)


Формат «Шоу историй» понятен по названию. Для комиков это была отличная возможность снять комедийный материал, не уделяя много времени придумыванию шуток. Во многих выпусках засветились комики, не имеющие прямого отношения к клубу. Здесь же свой путь в стендапе начинал Михаил Шац. Все выпуски «Шоу историй» здесь.

Вы наверняка уже забыли о приложении прямых трансляций Periscope, которое в 2015 году было установлено почти у всех. «Низкобюджетное вечернее шоу» «Вечерний перископ» изначально выходило именно там, а уже потом переехало на канал клуба.

Также стоит упомянуть мокьюментари Жени Сидорова — «МС Легенда. Крутой путь к успеху». Еще один проект, который сегодня мог бы собрать куда больше просмотров, чем в 2017-м. Все три серии здесь.

«Женский взгляд» — изначально рубрика «Порараз бирацца», которая переросла в отдельный спин-офф и вотчину Коли Андреева. Все выпуски здесь.

Сейчас у Коли есть шоу «Пустые дни» на «Третьем канале». Вообще, «Третий канал» — это еще одна площадка клуба, которая существует под лозунгом «Здесь будет то, что не влезет туда». Там, например, выходит крутой проект «Энтропия молекулярного котангенса» — шоу, которое легко можно показывать на основном канале.

Последние три Новых года зрители канала могли встретить со своими любимыми комиками. «Новогодние выпуски» — это два «огонька» по-клубовски и одна новогодняя сказка. Первый выпуск был настолько крутым, что через год на «Первом канале» вышел подозрительно похожий «Голубой Ургант».


Настоящее и будущее


На обложке ютуб-канала написано — «Комедийный телеканал в интернете». В этих словах читается ироничное, но не лишенное реальной мотивации послание: «Мы не нужны телеканалам? Будем делать свое ТВ на ютубе!».

Сейчас на канале есть несколько постоянных форматов шоу:

  • «Разгоны». Полностью импровизационный формат, где несколько комиков помогают друг другу добивать заходы.
  • «Стендап комики». Один из вариантов стендап-шоу, который прижился на канале. Выходит нерегулярно, но здесь комики имеют возможность хорошо снять и выложить свой стендап на большую аудиторию. Здесь не только комики клуба — и это круто.
  • «Книжный клуб». Комики пересказывают и обсуждают известные классические (и не только) произведения. Познавательно, слегка интеллектуально и всегда смешно.
  • «Самый умный комик». Шоу, которое внезапно стало самым просматриваемым на канале. Костя Пушкин и Саша Малой перенесли формат QI в русский ютуб. Показательно, что шоу не зашло с первого раза, но очень востребовано сейчас. Так могло бы быть со многими другими форматами, которые выходили на канале в первые годы.
  • Сольные концерты. На канале не так много сольников, как на том же «Аутсайде», но это еще одна площадка для комиков, где можно качественно отснять свой материал и получить пару миллионов просмотров.

Этих форматов хватает, чтобы выпускать новые шоу на канале несколько раз в неделю. Они разнообразны и максимально задействуют резидентов клуба. В этом смысле закрытие «Порараза» даже немного помогло: теперь нет «главного» шоу, все — равнозначны. Stand-up Club #1 действительно похож на телеканал (есть даже ежегодный новогодний «огонек»!).

У клуба уже нет конфликта с ТНТ, а многие из тех, кто когда-то был связан контрактом с каналом, уже ушли с него и спокойно появляются в шоу SC#1. В разных форматах уже появлялись сторонние известные комики: Руслан Белый, Слава Комиссаренко, Данила Поперечный, Алексей Щербаков.

Наверняка рано или поздно на канале появятся новые форматы шоу, в которые будут приходить известные гости — и это поможет ускорить рост аудитории. А еще можно пофантазировать о настоящем стендап-шоу от Stand-up Club #1 в ютубе.

Билеты на стендап в Калининграде!

Стендап-концерт Севы Ловкачёва
Билеты
от 500 ₽
Стендап-концерт Севы Ловкачёва
Art Cluster    Калининград
12 февраля 2022
Без QR кодов

Оставить месседж:

Чтобы писать комментарии