Москва
назад к статьям

«Публика воспринимает только тот юмор, который в телике»

14 июня 2017
«Публика воспринимает только тот юмор, который в телике»
Комики из московского стендап-клуба — Идрак Мирзализаде, Саша Долгополов и Гарик Оганисян — рассказали об участии в питерском фестивале, шоу «Порараз Бирацца» и своем отношении к российской стендап-комедии.

В разгар стендап-фестиваля в Питере корреспонденты GoStandUp Вячеслав Протасов и Сергей Авласко встретились с комиками московского стендап-клуба и взяли у них интервью. Разговор о том, что происходило в это время на барных сценах Санкт-Петербурга, быстро перерос в обсуждение российской стендап-комедии в целом.

Стендап-фестиваль в Питере


Фестиваль в Санкт-Петербурге проходил с 21 по 28 мая, на него съехались комики со всей России и ближнего зарубежья. В самом центре Санкт-Петербурга было задействовано более 20 площадок (в основном — бары), на которых ежедневно проходило по несколько стендап-концертов и открытых микрофонов. Комики из московского Stand-Up Club #1 давали большие концерты каждый вечер.

Уже через несколько дней после начала фестиваля можно было сказать, что он удался: большинство комиков выделяли организацию и саму идею, отличающую фестиваль от тех, что проводились раньше. С вопросов об отличительных особенностях питерской недели комедии мы и начали наше интервью.

Действующие лица — комики из Stand-Up Club #1, постоянные участники еженедельных вечеринок Big Stand Up и шоу «Порараз Бирацца»:
— Идрак Мирзализаде;
— Саша Долгополов;
— Гарик Оганисян.

— Расскажите о своих впечатлениях о первых днях на фестивале.

Саша: Мне нравится, что здесь можно выступать несколько раз в день и рассказывать один и тот же материал, работать над ним. В Москве тоже можно это делать, но там зрители — в основном комики, которые слышали уже это двести тысяч раз, и поэтому трудно из них реакцию вытянуть. А здесь в каждом новом месте разные люди фактически. Это тоже в основном комики, но другие.

Гарик: Удобно сделано, что все бары рядом друг от друга — можно записаться и в 18:00, и в 20:00, по два раза выступить, и в 21:00 на каком-нибудь концерте общем.

Идрак: Тут много площадок, это не кастинг, на это интересно посмотреть. Первый раз такого рода фестиваль в России.

— Сколько людей приходит на ваши большие концерты?

Идрак: В среднем по 30 человек на каждом, где-то так.

— Это люди, купившие билеты?

Идрак: Да.

— Это много. Мы были на больших концертах, где народу почти не было.

Саша: Это в основном, наверное, на мероприятия, которые жирным обведены во флаере — туда ходят по 30 человек. Но позавчера я был там, где отдельно выступают (большой концерт со сборным составом, — прим.ред.) — пришел один зритель всего, и мы по флаерам зазывали людей с улицы.


  • GoStandUp.ru: на фестивале было два основных типа мероприятий — открытый микрофон (для начинающих комиков, но записывались и многие опытные) и большой концерт (одного из региональных стендап-клубов или собранный из разных комиков). Некоторые концерты были отмечены жирным шрифтом.

— Можете сравнить этот фестиваль с другими, на которых уже были?

Гарик: Я был в Питере на этом же фестивале год назад. Там вообще все по-другому было: всего два дня, а на открытии в «Космонавте» выступало 12 человек. Первый конкурсный день, где одни комики участвовали и второй конкурсный день, где другие участвовали. После второго дня объявили победителя — выиграл Руслан Мухтаров, который единственный выступал в оба дня, по совпадению. Еще три человека получили право «разогревать» зал перед выступлением Руслана Белого в театре Ленсовета: было 2000 зрителей, это было очень круто. Последний фестиваль ТНТ можно было заменить словом «кастинг» — этого никто и не скрывал. Сейчас кардинально другой фестиваль — реальный «Фриндж». Мы такое в Москве видим часто, но я представляю, в каком клевом шоке региональные комики.


  • GoStandUp.ru: «Фриндж» — ежегодный фестиваль искусств (в том числе и комедии) в Эдинбурге (Шотландия). Летом 2016 года комики из Стендап-клуба #1 отправились на фестиваль и выступали наряду с другими участниками на английском языке.

Саша: Мне этот фестиваль тоже больше нравится из всех, где я был. Он похож именно на фестиваль, а не на кастинг. Здесь меньше соревновательности. На «Инди-Комиках» тоже весело было, но там московские комики получились как бы в стороне — им не дали ни времени, ни площадки под предлогом того, что в Москве и так достаточно мест, где можно выступить.

На самом деле в Москве много дерьмовых мест, а выступить на большой зал, где много людей, возможность очень редко предоставляется

Мне еще нравится, что здесь чувствуются организация и усилия: много площадок, несколько дней — и ты действительно живешь здесь, ходишь. Атмосферно.


Саша Долгополов на сцене Stand-Up Club #1. Фото: https://vk.com/standupclubru

Саша: Но при этом чувствуется, настолько комики отравлены этим ТНТшным ядом: приехали на этот фестиваль не просто выступить, стать лучше — большинство из них встречаешь, и ощущение как будто они борются за что-то. Они приехали соревноваться за что-то с тобой. И организаторы тоже отчасти этому потакают. Эти «опен майки» — на самом деле «мани майки», куда люди привозят свой бэст (open mic — открытый микрофон. Money mic — денежный микрофон, где самый смешной получает деньги, — прим. ред.). И ты очень тупо ощущаешь себя, когда на опен майке, как нужно, проверяешь свой новый материал.

Гарик: Да, и борешься с чуваком из условной Пензы, который пять лет нарабатывал его.

Саша: В этом смысле, мне кажется, атмосфера рушится, смещаются акценты, и люди в зале уже не воспринимают это как вечер, где мы расслабляемся, смеемся, а как какое-то очень тяжелое мероприятие.

Гарик: Я думаю, это мы часто выступаем, а для ребят, которые в регионах раз в неделю выступают, это очень полезный фестиваль, потому что стимулирует к частым выступлениям с новым материалом.

Идрак: Тут все круто организовано. Но проблема в восприятия комедии у самих комиков: по многим видно, что они не ориентируются на Запад вообще.

— А надо ориентироваться на Запад?

Идрак: Надо ориентироваться на Запад, но не в плане того, чтобы шутки были такими же, а в плане того, как ты занимаешься комедией, как ты воспринимаешь это явление. Одно дело воспринимать комедию как просто репризы, и все, что ты делаешь — пишешь шутки, потому что нужно выступить...

Гарик: Как автомат их выпуливаешь.

Идрак: Да, как автомат. На Западе, из того, что мы смотрим, люди работают над собой, они сами по себе интересные, не стараются быть частью какого-то коллектива, развивают комедию и ищут себя в ней. Знаешь в чем большая проблема? Публика воспринимает только тот юмор, который в телике, даже когда он космически абсурдный. И когда ты, например, пытаешься быть просто комедийным чуваком, комиком, что-то говорить, они отдельные вещи могут не воспринимать только потому, что не видели это в телике: «Этого в телике не было — это не юмор». Я имею в виду не конкретную шутку, а форму, в которой ты ее рассказываешь.

— Типа зрители ждут разрешения, чтобы над чем-то новым начать смеяться?

Саша: Да, у них нет примера, шаблона, по которому воспринимать этого человека.

Идрак: Когда-то в КВН пошутили по поводу того, что эстонцы — медленные, и люди такие: «Когда шутят про то, что эстонцы медленные, сколько бы раз это ни было, я буду смеяться». Пять лет про это шутили, люди забыли. Сейчас, например, в стендапе про вэйпы пошутил один человек, зрители запомнили, что вэйперы — это членососатели, и пять лет теперь будут смеяться с этого.

Читайте также: Интервью Идрака Мирзализаде и Вани Усовича.

О шоу «Порараз Бирацца»


  • GoStandUp.ru: «Порараз Бирацца» — шоу московского стендап-клуба, выходящее в интернете. Оно похоже одновременно на «Прожекторперисхилтон» и «Убойные ночи» (последние когда-то давно выходили на ТНТ). Идрак, Саша и Гарик назначили нам встречу как раз после съемок очередного выпуска, которые по случаю фестиваля тоже проходили в Питере.

— В «Порараз Бирацца», по сравнению с первыми выпусками, у вас поменялся состав. Ушли Артур Чапарян и Коля Андреев, а на их место пришли Идрак и Гарик. Почему так получилось?

Идрак: Изначально, когда мы придумали этот формат «оригинальный», выбрали четырех чуваков для первого выпуска: Саша Долгополов, Коля Андреев, Артур Чапарян и Леха Квашонкин — и хотели часто менять состав, чтобы было интересно смотреть, и этим отличаться. Мы не стали этого делать потому, что в комментариях было много дерьма, и не хотелось идти на поводу у комментаторов.

— Шоу «Порараз Бирацца» — это проект всего стендап-клуба или над ним работают только те, кто появляется в кадре?

Идрак: Ну как работаем. Это же все импровизация: мы просто выбираем новости, приходим и разгоняем. Это общий проект, просто Эл (Эльдар Гусейнов — один из создателей Stand-Up Club #1, — прим. ред.) и Квашонкин — инициаторы и создатели, по сути.

— А есть какие-то заготовленные вещи, кроме сценария?

Гарик: Нет, просто каждый свои новости готовит.

Саша: У кого-то перед съемками идеи появляются — например, с реквизитом — и он никому из нас не говорит.

Идрак: Элементы, которые привносят в шоу какое-то разнообразие визуальное, но они не прописаны. Например, я предложил идею со стоп-кадром: минимальное начало было, а дальше — как пойдет (во время съемки одного из выпусков Идрак предложил всем оригинально расположиться в кадре, чтобы сделать запоминающийся кадр для превью на YouTube, — прим. ред.).

Гарик: Я клеил наклейки, которые никто не видел, и на первый свой выпуск надел футболку #вернитеАртура — пробил самый популярный хэштег — ее тоже никто заранее не видел. Такие ходы тоже надо делать. Мы один раз попытались новость, которую мы разгоняли на репетиции и кинули несколько шуток, в эфире сказать — и вообще не зашло. Мы так ржали за день до этого, думали, это офигенные шутки, но она вообще не вкатила. Мы поняли, что лучше, чтобы была искренняя эмоция в импровизации.

— Много комментариев под выпусками, что надо убрать рубрику «Женский взгляд».

Идрак: Глупо ее убирать, тем более что со временем это переросло в очень смешную штуку с Колей. Нам и про «Порараз бирацца» изначально то же самое писали, и про «вечервечер», и про скетчи. Про «Стендап на Paramount Comedy» так до сих пор пишут. Короче говоря, ко всему изначально есть негатив.

— Правильно я понимаю, что «вечервечер» не выходит, потому что его сложнее снимать — нужны гости?

Идрак: Нет, у нас отснято уже много выпусков. Просто нам лень доделывать и монтировать. Пока вот так.

Читайте также: Интервью Идрака Мирзализаде и Вани Усовича.